В 1959-м году уже шло массовое строительство пятиэтажек, и многие люди смогли въехать в новенькие квартиры. Телевизоры тогда выглядели очень странно – они были черно-белыми, но главное не это.
Экран был настолько маленьким, что перед ним предусматривалось большое увеличительное стекло – так называемая линза. Но такие телепередатчики постепенно появлялись в домах советских людей.
А вот автомобилей еще не было практически ни у кого. И в том же 59-м начался выпуск ГАЗ-13, так называемой «Чайки».
Машина выглядела огромной. Отличалась красивым внешним видом. Вот только купить ее никто не мог.
Правительство даже цену на нее никогда не объявляло – она ни в каком случае не могла быть продана. Со дня выпуска первой машины по 1981-й год было изготовлено свыше трех тысяч «Чаек».
Были среди них модификации, отличавшиеся эксклюзивностью, но их можно было пересчитать по пальцам. Машина была служебной, поэтому цвет у всех автомобилей был один – черный.
Но однажды Никита Сергеевич Хрущев, руководивший тогда государством, приказал нанести на «Чайку» белую краску. Тогда из космоса вернулась первая в мире женщина, ставшая космонавтом – Валентина Терешкова.
Хрущев решил подарить ей подобное авто, но поскольку владельцем должна была стать женщина, и цвет решили выбрать соответственный.
Кроме того, еще до запуска ГАЗ-13 в серию, выпустили несколько машин в двух цветах – это было сочетание белого и бирюзового цвета.
Решетка же радиатора была стилизована под золото. В 1958-м году в Брюсселе проходила международная выставка, и наша «Чайка» приняла в ней участие.
Модификации этих автомобилей были разные. Например, в машине было установлено стекло между передним и задним сидениями. Выпустили «Чайку» и с открытым верхом.
Их использовали для осмотра войск главнокомандующим перед парадом. Заказывали подобную машину только военные, поэтому их выпустили не больше двух десятков.
Около двух десятков авто изготовили и с кузовом универсал. Высшие партийные руководители не посещали обычные поликлиники. Для них было создано 4-е управление министерства здравоохранения.
В Риге находился завод по выпуску автобусов, и там дорабатывали «Чайку», чтобы на ней можно было перевозить высокопоставленных чиновников, которым требовалась скорая медицинская помощь.
Кстати, подобные машины делали не только в столице Латвийской Союзной республики, но и в ГДР, который тогда входил в Восточный блок государств.
Тем, кто создавал кино, эта машина была просто необходима. В нее можно было загрузить все оборудование для съемок.
Киношники машины получали, но это были не специально созданные для них авто, а те, которые подлежали списанию в министерствах.
У машин, отслуживших свой срок хотя и была коробка автомат, но она ко времени списания находилась уже в нерабочем состоянии.
Запчасти на «Чайках» практически не меняли, поэтому и не было их выпуска. Механики киностудий придумали, чем заменить коробку – они брали механическую от грузовика, которые выпускались на ГАЗе.
Были специальные машины, которые изготавливались исключительно для перевозки сотрудников КГБ. Для эскорта зарубежных делегаций выпустили лимузин.
У него были подножки необычайно большой ширины. На них с каждой стороны умещалось по три охранника, для которых на крыше были установлены специальные поручни.