Найти тему
93,4K подписчиков

Заметки о травмах. О бессилии

119 прочитали

И еще немного о бессилии..

Множество обращений в последнее время крутится вокруг острого переживания бессилия.

Оно маскируется в физическую усталость, в слова «я ничего не могу», в прокрастинацию перед принятием сложного решения, в мысли о своей беспомощности и никчемности, в острую душевную боль при утрате.

Бессилие — это отсыл нашей памяти в то время, когда мы , будучи детьми сталкивались с тем, что наши потребности не удовлетворялись, к нашему состоянию беспомощного младенца, не способного помочь себе и на что-то повлиять. Это принятие «психической смерти» в отношении переживания угрозы потери первичного объекта привязанности, состояние «не жизни», так как младенец, вероятно, воспринимает даже кратковременные уходы матери , не умея еще воссоздавать ее образ, с тотальностью ощущения потери матери навсегда. И это первичное бессилие младенца связывается с угрозой жизни.

Ведь если я НЕ МОГУ получить то, что я хочу немедленно (питание, защиту, любовь и т.д.) — то погибну.

Поэтому бессилие является одним из самых тяжелых чувств, переживаемых во взрослом возрасте. Потеря контроля — это потеря в моменте части своей взрослой идентичности в момент проживания этого чувства, эмоциональная ( а иногда и физическая) регрессия в эго-состояние ребенка.

Основной страх в сложности принятия этого чувства — это воспоминание из ранней памяти, связанное с ощущением тотальности этого чувства

Смирение с возможной смертью.

Противоречащее нашему инстинктивной природе выживания.

Это замирание, смирение, перед лицом того, что наша психика воспринимает как угрозу существованию.

Я потерял(а) ощущение безопасности и базовое доверие к миру— я бессильна повлиять на мир с его угрозами (мне не выжить)

Я потерял(а) любовь — я бессильна вернуть ее (я умру без него)

И многое другое...

Если я приму свое бессилие — вдруг я в нем застряну? ( … и умру — слышу я в контексте)

Наше психическое внимание непроизвольно подсвечивает тотальность этого чувства , ведь это опыт, который был вероятно у каждого, в нашем прошлом.

Но взрослый не ребенок — и здесь важно заметить эту тотальность и начать управлять этим состоянием, возвращая себя во взрослую позицию постепенно вопросом — а что я могу прямо сейчас?

Но прежде чем это сделать — можно вернуть себе осознанность.

Там и тогда я была беспомощной , я чувствовала ТОТАЛЬНОСТЬ своего бессилия

Здесь и сейчас я могу -

1.Назвать и Признать это чувство. Да в этом ..(конкретизируем в чем) я бессильна и не могу повлиять но в остальном сохраняю контроль

Факт называния и признания эмоции запускает встроенный механизм ее регуляции и ее выраженность начинает ослабевать.

Страшно и тотально только то, что не названо, то , что нами не определено.

Именно тогда возникает ощущение, что не я управляю собой , а что-то меня захватывает и мной управляет.

2. Разрешить себе побыть в этом состоянии, четко ограничив по времени, с учетом физического состояния.

Три часа я разрешаю себе быть Плачущим и Кричащим Ребенком и плакать и (или) злится от бессилия на все вокруг. Или день побыть Усталым Ребенком и позволить себе лежать и ничего не делать, наблюдая за этим чувством, не критикуя себя при этом.

Я разрешаю себе эту паузу между жизнью и не жизнью, принимая это состояние как данность, нужную моему телу и психике.

Это не конец жизни , это бессилие - пауза в моей песне жизни и я могу поставить на паузу на 5 минут или на день, зная, что только от меня зависит, когда я решу отжать кнопку паузы.

3. Вернуть себя в эго- состояние Взрослого, а именно - только я сам(а) могу вернуть себя в жизнь, задав себе вопрос, КАК Я МОГУ ПОМОЧЬ СЕБЕ ПРЯМО СЕЙЧАС? Этим Вы создаете мостик из прошлого детского опыта , из эго- состояния Ребенка - в настоящую взрослую жизнь.

Возвращая себя в свою взрослую часть - мы возвращаем себе контроль в том, на что действительно можем повилять здесь и сейчас. В нашем настоящем.
Да я не в безопасности в этом мире, но у меня есть безопасное место в моем доме и я могу...

... Могу позаботься о себе (покормить, напоить, укутать пледом)

…Могу успокоить себя (как ребенка успокаивает мать, убаюкать, завернуться в одеяло, дав себе пусть кратковременное, но ощущение безопасности)

...Могу, уговорив, вывести себя погулять

... Могу позвонить близким

...Могу принять душ

и т.д.

...У каждого из нас есть свои коппинги и стратегии , позволяющие справляться со стрессовыми ситуациями и регулировать свое эмоциональное состояние

У каждого есть свои спасательные круги.

И лучше знать их в лицо. И использовать, особенно сейчас.

Ведь если вы читаете этот текст — вы выжили, справляясь со своей беспомощностью и бессилием, будучи ребенком, и этот опыт того, как Вы справлялись никуда не исчез, а значит Вы точно можете это сделать , вернув себя в состояние Взрослого, способного позаботится о своей детской части.

Автор: Кучер Юлия Юрьевна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru