«Я вчера видел крыс – завтра грянет чума
И пойдет пировать, поджигая дома,
Всем раздаст по кресту
И на Страшный Суд отправит строем»
«Паранойя», группа Ария
A Plague Tale: Innocence была игрой, которая никак не могла себя продать. Не было бомбардировки трейлерами, многочисленных интервью с разработчиками и презентаций на выставках. Основная "движуха" началась уже после релиза — хвалебные рецензии с оценками от 70 до 100 баллов, восторженные отзывы игроков и номинации во всех возможных категориях. Со своей стороны могу сказать, что также практически ничего не слышал об игре до релиза, и даже пользовательская оценка 8.5 балла не смогла заставить попробовать проект. Только через год, когда несколько близких знакомых с пеной у рта рассказывали об истории Гуго и Амиции, мне захотелось проверить, что же за бриллиант игровой индустрии я пропустил. Оказалось, что разработчики из Asobo Studio действительно смогли создать весьма интересный проект с захватывающим сюжетом и разнообразным игровым процессом. Последний момент наиболее удивителен: A Plague Tale — весьма ленивый стелс-экшен, в котором из оружия у главной героини есть только праща. При всём при этом игра постоянно подкидывала новые ситуации и смешивала базовые механики в потрясающий коктейль. Что же поменялось в сиквеле? Да в целом, ничего.
Сюжет A Plague Tale: Requiem берёт начало через несколько месяцев после событий оригинала. Амиция, Гуго, их мать Беатрис и друг Лука путешествуют по Франции. Но о беззаботной жизни они могут только мечтать, и события первой части наложили свой отпечаток на здоровье самого юного члена семьи. Беатрис предлагает попросить помощи у Ордена — древней организации, которая специализируется в изучении таких заболеваний. Однако все мы сегодня знаем, какие методы лечения использовались в XIV веке. В страхе за брата, Амиция решает самостоятельно решить вопрос со здоровьем Гуго. Не переживайте, всё описанное выше — это всего лишь первая четверть игры, и основные сюжетные повороты будут ждать вас впереди. Заранее хочу сказать, что те, кто считал первую игру затянутой, будут снова разочарованы — на прохождение Requiem уйдёт около 20 часов, а если заняться сбором разнообразных коллекционных предметов, то все 25. Но всё это время сюжет ни на минуту не даст вам заскучать. Эта одна из тех игр, в которых с замиранием сердца наблюдаешь за судьбой героев.
Чем игра точно никого не разочарует, так это дизайном и визуальным стилем. Будем честны — Innocence очень живописно передавала все возможные оттенки серого цвета средневековой Франции. Яркие краски можно было наблюдать лишь в начале и в конце игры. Все остальное время мы либо в темноте подкрадывались к стражникам, либо бродили по пояс в крысиных фекалиях. Видно, что после успеха первой части разработчики получили очень неплохое финансирование. Картинка прибавила в цвете, а разнообразие локаций может сравниться с голливудскими приключенческими фильмами. Маленькие деревушки, залитые ярким солнечным светом, мы уже видели, а вот замок, возвышающийся на живописном острове, выглядит весьма впечатляюще и свежо. Кто-то посчитает это минусом, но игра в какой-то момент идёт по стопам The Last of Us Part 2, забывает про ключевую опасность в виде крыс и заставляет нас сражаться с заурядными рыцарями.
Скажу честно, в эти моменты игра сильно проседает в темпе. Стелс-механика осталась такой же незатейливой, и кроме пряток в высокой траве и бросания камней для отвлечения охранников особо похвастаться ничем не может. Когда нужно расправиться с парочкой врагов, а затем снова бороться за жизнь с полчищами крыс — это одно. А когда эпизоды с обычной стражей могут длиться по часу — это совсем другое. Но надо отдать разработчикам должное. Они, словно понимая некоторую слабость и однообразие игры в прятки с обычными людьми, разнообразили её путём взаимодействия с напарниками. Моментов, когда Амиция остаётся совершенно одна, в Requiem можно сосчитать по пальцам одной руки. И речь не только о Гуго, который большую часть игры лишь держит сестру за руку и никакой посильной помощи не оказывает. Нет, речь о второстепенных персонажах, которые время от времени присоединяются к основному дуэту.
Например, тот самый друг семейства, юный алхимик Лука. С ним всё достаточно просто — по сюжету он учит главную героиню новым рецептам, а в бою может ослеплять противников вспышками света. Не самый полезный навык, но помогает на время оглушить врага. Далее, рыцарь Арно, который может по команде игрока просто вступить в бой с недругом. Способность эта не требует перезарядки и ограничена лишь длительностью схватки. Если отправлять напарника в бой вновь и вновь, то его внутренняя полоска здоровья просто иссякнет, и уже Амиции придётся спасть его. Ещё есть разбойница София, которая носит с собой многофункциональный инструмент — призму. Штука суперполезная! Может и траву поджечь, тем самым привлекая врага к нужной точке, и осветить путь к ближайшему источнику света, обезопасив от нападения грызунов. Что же касается Гуго, то тут всё достаточно очевидно и знакомо. Попробовать имбовую способность управления крысами дают в определённых сюжетных моментах. Да и в самих приключениях братик участвует не так уж часто.
Главная героиня тоже научилась новым трюкам со времён первой части. Если раньше глиняный кувшин применялся исключительно для отвлечения противника, то теперь может быть использован фактически как граната. Огневым зарядом пращи можно разве что зажечь потухший факел, а вот горшок с таким зарядом может спровоцировать горение в любом месте и распугать небольшое скопление крыс. Очевидно, что Амиция не носит с собой гончарный круг и создавать посуду на ходу не может. Приходится грамотно распоряжаться разбросанными на локации ресурсами. Что выбрать — бросить горшок со смолой во врага, а затем поджечь его, или прокрасться по тёмному переулку, разогнав метким броском хвостатых переносчиков чумы? Подобным микроменеджментом приходится заниматься на протяжении всей игры. Ещё одним нововведением стал арбалет. По аналогии с горшками, создавать болты на ходу не дают, и стрелять во всех подряд не получится. Безусловно, новое вооружение используется в том числе и для решения головоломок. Например, выстрелив огненным болтом в деревянный щит Арно, можно спрятаться за его спиной, пока тот будет отгонять светом крыс.
Благодаря обновлённому арсеналу изменился и подход к уничтожению противников. Помните, как было в Innocence? Видим врага без шлема — бросаем камень в голову. Видим врага в шлеме — бросаем специальный снаряд, который плавит металл, ждём, когда противник скинет защиту, бросаем камень в голову. Конечно, немного утрировано, но этой незамысловатой логике подчинялись практически все разборки в оригинальной игре. В сиквеле разнообразие противников стало намного богаче. Во-первых, у Амиции отобрали те самые "кислотные" заряды. Учитывая тот факт, что противники в шлемах встречаются практически с самого начала, они теперь представляют достаточно серьёзную опасность. Во-вторых, встречаются противники в тяжёлых доспехах, которых даже сильное пламя способно лишь оглушить. У таких, как правило, нужно сначала выстрелом в крепёж сбросить броню, и только потом прибегать к более традиционным способам. В-третьих, значительная часть сиквела разворачивается при свете дня, и использовать крыс в качестве союзников не получится.
Реквием
Список трофеев практически полностью повторяет оригинал. Награды за прохождение каждой главы, как нетрудно догадаться, открываются автоматически. Прокачка отдельных веток умений по максимуму также привязана к соответствующим трофеям. А вот ситуационных призов стало на порядок меньше. В меню игры можно посмотреть статистику по коллекционным предметам и загрузить ту главу, в которой что-то было пропущено. Но даже если собрать всё при первой же возможности, то избавиться от “НГ+” вряд ли получится — прокачать все навыки и способности Амиции за одно прохождение будет достаточно сложно.
Отдельно хочется отметить такую особенность игры, как зрелищность. Разработчики не обманывали, когда рассказывали о том, что в Requiem количество крыс на экране увеличилось до 300 тысяч. Если без спойлеров, то самые масштабные нашествия крыс в игре выглядят ничуть не хуже дорогих блокбастеров от внутренних студий Sony. Если заменить Амицию на Дрейка, то игру реально можно спутать с новой частью Uncharted. Связано это или нет, но для тех, кому это важно, игра работает исключительно при 30 кадрах в секунду, и поначалу это обескураживает. Да, графика в игре очень приятная, но это в большей степени заслуга дизайнеров и художников, но не программистов. Каких-то безумных спецэффектов вы на экране не увидите. Во всяком случае, игра не стремится вам их показать. Даже огонь, который мы будем лицезреть постоянно, зачастую выглядит как-то совсем неестественно.
В итоге с Requiem складывается похожая ситуация, что была и с Innocence. Да, безусловно, игра стала выглядеть красивее, богаче, насыщеннее. Внутри это всё тот же незамысловатый стелс-экшен с достаточно простой механикой, но где каждый новый нюанс способен перевернуть всё с ног на голову. Научились обливать смолой противников — вот вам стражники в тяжёлых доспехах. Приноровились гасить факелы в руках у стражников и натравливать на них полчища крыс — теперь посмотрим, что вы будете делать днём. Воспользовались волшебными силами Гуго для управления грызунами и сеете смерть и хаос направо и налево — давайте просто... спойлеры, спойлеры.85
Обзор написан по цифровой версии игры для PlayStation 5, предоставленной редакции издателем. Все снимки экрана, использующиеся в материале, сделаны непосредственно автором статьи.