Найти в Дзене

Грани XX века: живопись от авангарда до соцреализма из собрания Самарского художественного музея на выставке в ММОМА

Грани XX века
Избранные произведения из коллекции Самарского художественного музея
Место проведения:
ММОМА, Гоголевский бульвар, 10/1
Даты проведения: 25 октября 2022 - 29 января 2023
Куратор: Светлана Шатунова

Московский музей современного искусства представляет выставку произведений XX столетия из собрания Самарского художественного музея, посвященную 125-летия со дня его основания.

Этот раздел коллекции Самарского музея насчитывает более 5000 произведений, не представленных в основной экспозиции. Среди авторов работ эпохи авангарда, а также советского и постсоветского периодов значатся такие ключевые имена, как: Надежда Удальцова, Петр Кончаловский, Александр Самохвалов, Павел Корин, Юрий Пимненов, Гелий Коржев, Аркадий Пластов, Элий Белютин, Юрий Злотников и другие.

 Удальцова Н.А. Октябрьский натюрморт. 1927 г. Холст, масло.  В 1927 году художница вернулась к фигуративной живописи, отказавшись от супрематизма. "Натюрморт" написан в «бубнововалетской» стилистике.
Удальцова Н.А. Октябрьский натюрморт. 1927 г. Холст, масло. В 1927 году художница вернулась к фигуративной живописи, отказавшись от супрематизма. "Натюрморт" написан в «бубнововалетской» стилистике.

Экспозиция собрана по хронологическому принципу, и наглядно демонстрирует все направления отечественного искусства XX века, его метаморфозы и переходы от десятилетия к десятилетию: начавшись с авангарда, легендарных «Бубнового валета» и «Голубой розы», искусство XX столетия продолжается творчеством представителей раннесоветских художественных ассоциацией — ОСТ, АХРР, — занимающихся жанровой живописью с персонажами новой страны; на их смену приходит устоявшиеся риторика советского реализма, внутри которого особое место занимает искусство времен Великой Отечественной войны. Официальному искусству в этот период противопоставляется творчество региональных авторов: более камерное, иногда уходящее в наив.

Пименов Ю.И. Почта пришла. 1940. Холст, масло. Один из лидеров Общества художников-станковистов Юрий Пименов с начала 1930-х отказывается от экспрессионистической манеры и обращается к импрессионистической. Так написана картина «Почта пришла».
Пименов Ю.И. Почта пришла. 1940. Холст, масло. Один из лидеров Общества художников-станковистов Юрий Пименов с начала 1930-х отказывается от экспрессионистической манеры и обращается к импрессионистической. Так написана картина «Почта пришла».
Боско Ю.И. Будни Волгоградской ГЭС. 1960. Холст, масло. Представитель "сурового стиля".
Боско Ю.И. Будни Волгоградской ГЭС. 1960. Холст, масло. Представитель "сурового стиля".

Коржев Г.М. В дороге. 1962. Холст, масло, Представитель «сурового стиля». Художники в своем творчестве отражали реальные будни современников, в противовес официальному искусству соцреализма, которое идеализировало эпоху, демонстрируя всеобщий оптимизм.
Коржев Г.М. В дороге. 1962. Холст, масло, Представитель «сурового стиля». Художники в своем творчестве отражали реальные будни современников, в противовес официальному искусству соцреализма, которое идеализировало эпоху, демонстрируя всеобщий оптимизм.



Период оттепели 1960-х знаменует «суровый стиль», представленный произведениями Гелия Коржева, Петра Оссовского и других, а также неофициальное искусство, одним из голосов которого становится Элий Белютин — в экспозицию в ММОМА вошли его работы, выполненные в стиле абстрактного экспрессионизма, переданные Самарскому художественному музею его вдовой искусствоведом Ниной Молевой. Обращает на себя внимание и разнообразие жанров коллекции Самарского художественного музея — каждый период отражен в пейзажах, натюрмортах, портретах и бытовых сценах, связанных с духом времени.

Тутунов А.А. Нагорье. В чайной. 1965. Холст, масло. Признанный мастер пейзажа и жанровой картины, разрабатывал тему русской провинции, отражаю повседневную жизнь ее людей
Тутунов А.А. Нагорье. В чайной. 1965. Холст, масло. Признанный мастер пейзажа и жанровой картины, разрабатывал тему русской провинции, отражаю повседневную жизнь ее людей
Белоусов В.И. Первая зима. 1968. Картон, масло
Белоусов В.И. Первая зима. 1968. Картон, масло

С начала XXI столетия в собрание музея стали поступать работы современных авторов. Художники первых произведений, оказавшихся в коллекции, являлись участниками Ширяевское биеннале, проходящей с 1999 года в небольшом селе в Самарской области. В 2004 году после окончания Венецианской биеннале в музее оказались работы Валерия Кошлякова, Констнатина Звездочетова, Сергея Браткова, Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, выставленные ранее в российском павильоне «Возвращение художника».

С помощью полной ретроспективы XX столетия Самарский художественный музей демонстрирует в ММОМА шедевры своего собрания и одновременно отражает характерные тенденции развития отечественного искусства этого периода.