Мороженое из сирени. Им обещали угощать на "Поэтическом ужине Серебряного века" от проекта Gedonistica . И оно стало решающим аргументом в пользу того, что нужно идти.
Признаться, я не большой специалист в поэзии Серебряного века. Тогда появилось столько разных направлений: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм. Это был "русский Ренессанс", время возрождения отечественной культуры. Сколько замечательных имен подарила нам эта эпоха: Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Александр Блок, Игорь Северянин, Николай Гумилев, Анна Ахматова и многие другие.
Из всех вышеперечисленных мне, пожалуй, ближе всех Маяковский и Есенин. Знакомы с детства и наиболее созвучны по настроению.
Вот у Маяковского я еще с детства помню строки:
"Крошка сын
к отцу пришел,
и спросила кроха:
— Что такое
хорошо
и что такое
плохо?"
А эти строки Маяковского наверняка помнят все:
"Я
достаю
из широких штанин
дубликатом
бесценного груза.
Читайте,
завидуйте,
я -
гражданин
Советского Союза."
А стихи Есенина мне просто хочется петь:
"Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ."
Их и поют. Есть в них какая-то особая мелодичность:
"Я московский озорной гуляка.
По всему тверскому околотку
В переулках каждая собака
Знает мою легкую походку."
В 1911 году в Петрограде открылось знаменитое артистическое кафе "Подвал Бродячей собаки". Оно изначально задумывалось, как место для представителей искусства. Здесь устраивались театральные представления, музыкальные и поэтические вечера. Сюда приходили веселиться, читать стихи, дискутировать и просто общаться друг с другом. Его завсегдатаями были Мандельштам, Гумилев, Ахматова, Северянин. В общем, сейчас сказали бы, что весь "звездный бомонд" собирался там. Появилась традиция выступлений в кафе.
Что касается кухни того времени, то уходили в прошлое многочасовые застолья с несколькими переменами блюд. Согласно заметке из журнала «Весь мир» от 1912 года, в кафе можно было отведать «собачьи битки и прекрасную малороссийскую колбасу за 20 коп».
А в легендарной столовой Дома литераторов можно было попробовать фирменное блюдо: пшённую кашу с питательными добавками - растительным маслом, селёдкой и… моржатиной.
Открывалось множество недорогих кафе, где можно было перекусить на бегу. Рецептура упрощалась. Сложные блюда уступали место легким закускам.
А шеф-повар ресторана "Ландринъ" в этот вечер приготовил для нас ужин, вдохновленный искусством Серебряного века.
На закуску был подан нежный паштет из кролика по рецепту семьи Бекетовых-Блока.
За ним последовал суп-омлет Руаяль с пирожком.
Котлета де воляй под грибным соусом была следующим номером нашей программы. Осилить такие порции мне было нелегко.
И, наконец, мороженое из сирени , воспетое поэтом Игорем Северяниным :
"Мороженое из сирени! Мороженое из сирени!
Полпорции десять копеек, четыре копейки буше.
Сударышни, судари, надо ль? не дорого можно без прений…
Поешь деликатного, площадь: придется товар по душе!"
Вкус мороженого описать не возьмусь. Вроде обычное мороженое, но с какой-то легкой ноткой чего-то неуловимого. И подача интересная.
А еще в этот вечер звучали песни в исполнении Вертинского и Шаляпина. В перерывах между блюдами филолог Юрий Шапошников как всегда артистично рассказывал нам об эпохе Серебряного века.
Еще он читал стихи разных поэтов того времени, а мы по нескольким строкам пытались их отгадать. Это было довольно увлекательно. Правда, кроме Маяковского, Есенина и, может быть, Блока угадать мне никого не удалось. Что ж, есть к чему стремиться.
Я провела отличный вечер. Приобщилась к прекрасному, а еще вкусно поужинала и попробовала, наконец, мороженое из сирени.