Я всегда знала, что успех в работе с клиентом зависит не только от работы. Есть много факторов, влияющих на исход событий. В субботу дали примерный расклад. Успешность терапии всего на 30% зависит от отношений между терапевтом и клиентом. Большую часть успеха определяют факты, не связанные с терапией. Так, до 40% - это ресурс клиента и его окружение.
В отношении детей - степень влияния окружения максимальна. Поэтому в работе с детьми обязательно необходимо работать с родителями. Их влияние на детей, их восприятие изменений детей должны поддерживать терапевтический эффект, а не противодействовать ему.
Меня попросили объяснить, как это. Вчера сделала это в блоге, сегодня дублирую здесь.
Ребенок появляется на свет в виде белого лита (здесь я не говорю о его психотипе, особенностях характера, заложенных генетически - это как раз те факторы, которые будут формировать сопротивление, о них пониже). «Белый лист» - это отсутствие понимания правил мировосприятия. У ребенка нет никаких знаний об окружающем мире. Он попадает в семью. В ней уже есть устоявшиеся традиции и установки о том, как надо и как не надо взаимодействовать с миром (во всех смыслах этого выражения: здесь и про поведение в семье, и про отношение к себе, и про поведение в обществе, и про ценностно-смысловой состав личности).
По сути, долгое время, родители являются неким «вынесенный вовне органом» восприятия мира (в контексте «интерпретация мира»). До тех пор, пока ребенок не сталкивается сам с этим миром. С момента знакомства, осознания - у ребенка начинает формироваться свой «встроенный орган» восприятия и интерпретации происходящего вокруг него.
Бывает так, что «выносной (родительский) орган» восприятия и интерпретации настроен неверно. Установки не соответствуют действительности. Они передаются ребенку без критики: просто так заведено, так всегда было и тп. Однако действительность, реальность (и личностный состав: характер, особенность психики и тп ребенка) вступают с ними в противоречие. Ребенок испытывает дискомфорт, сопротивление и начинает бунтовать. Конфликтует с установками, пытается их ломать. Это проявляется в виде лени, прокрастинации, открытой конфронтации, дерзости, ухода в себя: все это способы сопротивления, обеспечивающие отстаивание своего права на восприятие мира.
У родителей тоже возникает дискомфорт: мы стараемся, а он «отбивается от рук». Хочется исправить ребенка. И вот тут самая соль.
Ребенок - это производное системы убеждений, установок и ценностей родителей. Бунтуя, он вступает в конфликт не с родителями, а с их установками. Если, обратившись к специалисту, надеяться только на изменения ребенка, приведение его в норму - смысла в этом нет. И вот почему:
Если не менять базовые установки родителей, а менять поведение ребенка, его мировосприятие — «новый» ребенок вступит в конфликт с базовыми убеждениями еще сильнее. Как следствие, и родители вступят в конфронтацию, желая привести в порядок привычный уклад.
Это формулируется так: «он вообще взбеленился, от рук отбился». Почему? Потому что начала происходить сепарация, выстраивание границ и новых систем ценностей.
Пытаясь привести в установленную норму, результат работы только с ребенком, может быть сведен на нет. Потому что ребенок хочет быть любимым родителями, а новый он - вызывает сопротивление, вместо принятая. Понятный, бунтующий, такой, как был - он свой, предсказуемый, безопасный. Такого его (ну да, с таким вот характером) родители принимают проще. «Что ж поделать? Наш крест. Будем нести такой!»
Поэтому, чтобы добиться устойчивых результатов в поведении ребенка - в первую очередь необходимо работать с системой убеждений родителей. Тогда, через эти изменения, меняются и отношения с детьми. Как следствие, меняется поведение детей.
Если понятно - дайте знать. А я чуть позже напишу пример.