Часть 1: Мобилизация. Анализ результатов.
После 24 февраля 21 сентября был, пожалуй, вторым по значимости днем месяца для русского народа, потому что это был день, когда русские мужчины оказались под угрозой смерти в украинских степях и заплатили кровью за глупость командования и интересы правящего класса, которые сильно отличались от интересов простого народа. На русских опустилось густое облако паники, в их глазах стоял извечный русский вопрос: "что, собственно, делать?", и закипал беспомощный гнев. Министерство обороны России сразу же начало успокаивать общественность. Только 300 000 человек, имеющих боевой опыт и военные знания, будут призваны в армию. Однако это слабое утешение для народа. Ведь в любом случае существует возможность попасть на фронт по требованию или просто по ошибке. Поскольку правительство по-человечески не может ничего сделать, оно, вероятно, так и сделает. А словам властей вообще нельзя доверять. Они никогда не выполняют своих обещаний: конституция, пенсионный возраст, война в Украине... Но даже если власти сдержат свое слово, кто скажет, что это будет единственная волна вербовки? Нельзя исключать и последующие волны возможной мобилизации. Более того, к моему глубокому сожалению, шансы на это очень высоки. Поэтому пессимизм и опасения россиян понятны и логичны.
Россияне ответили на это протестами и массовой эмиграцией. Начнем с первого.
Часть 2. Мобилизация. Последствия. Акции протеста.
Протесты состоялись сразу после дня объявления мобилизации, но они не освещались в СМИ, и мы узнали о них только постфактум и только через Telegram. Власти, очевидно, пытались очистить информационное пространство. Например, митинг на Арбате в Москве вечером 21 сентября прошел незамеченным. По данным ОВД-Инфо, известного интернет-проекта иностранных агентов, в тот день митинги прошли в 43 городах страны, было арестовано 1378 человек. Неплохо для одного дня. Еще одно крупное событие произошло в первые выходные 24 сентября. После этого в 35 городах было арестовано 847 человек. Десять городов с наибольшим количеством арестов в эти два дня (указаны аресты 21 и 24 сентября):
1.Москва: 554 + 401 = 955
2.Санкт-Петербург: 499 + 143 = 642
3Новосибирск: 15 + 76 =91
4Екатеринбург: 52 + 4 = 56
5Пермь: 30 + 26
6Уфа : 23 + 16 = 39
7Краснодар: 14 + 15 = 29
8Иркутск: 9 + 20 = 29
9Челябинск: 26 + 2 = 28
10Воронеж: 17 + 8 = 25
В общей сложности 2 225 человек были арестованы только за эти два дня и 2 417 - в период с 21 по 26 сентября. Было возбуждено 20 уголовных дел. Только митинги в Дагестане получили официальное освещение в СМИ. По сообщениям, около 100 человек были задержаны в Махачкале 25 сентября и в Хасавюрте 26 сентября. Было возбуждено около 30 уголовных дел. В общей сложности, большое количество людей было задержано в течение нескольких дней после объявления о частичной мобилизации. Стоит отметить, что большое количество арестов было произведено среди так называемых одиночных активистов, то есть тех, кто вышел на улицы с транспарантом. Все это звучит очень нелепо и глупо. С обеих сторон. Непонятно, чего люди пытаются добиться, призывая к прекращению боевых действий. Каким образом они оказывают давление на власти? Или это способ выразить свое мнение и донести его до людей? В эпоху интернета? Сколько ваших идей вы можете распространить таким образом? Как правило, "одиночные действия" - это не более чем самопиар в виде фотографий в Instagram, мол, я диссидент. Более того, она даже вредна, поскольку не имеет ничего общего с выражением протеста, а пытается заменить его, направляя энергию протеста в травоядное русло.
В то же время трудно понять действия властей, которые кажутся еще более глупыми. Правда? Арестовывать людей с транспарантами? Здесь действительно скрывается пятая колонна, представляющая реальную угрозу для власть имущих. Если разгон митингов имеет смысл, то такая политика не имеет смысла вообще. Если только кто-то не хочет получить премию за количество арестов. Арест демонстрантов не приносит пользы, но негативное воздействие СМИ обратно пропорционально количеству арестованных. Чем нелепее арест активистов, тем более неблагоприятно общество воспринимает их. Теоретически, Министерство внутренних дел должно быть в курсе, но кто знает. Например, можно подумать, что Министерство внутренних дел сможет защитить себя, но оказывается, что это не так......
В целом, с начала войны я заметил усиленное присутствие милиции на улицах Москвы. Постоянные полицейские машины стали неотъемлемой частью городского пейзажа. Их можно встретить вместе с группой милиционеров или росгвардейцев в самых оживленных местах Садового кольца: Красная площадь, Охотный ряд, Зарядье, Библиотека имени Ленина, Пушкинская площадь, Китай-город, все Бульварное кольцо и другие. Часто они могут попросить показать паспорт (вообще документы у мигрантов проверяют постоянно, я каждый день вижу такую фотографию в метро). Такая же картина и в Санкт-Петербурге: Невский проспект, Дворцовая площадь, Адмиралтейство, Исаакиевский собор и т.д. заполнены полицейскими машинами. В целом, создается гнетущее ощущение постоянного нахождения под капотом. Власти явно пытаются подавить любое проявление недовольства, даже с моральной точки зрения, и создать атмосферу постоянного контроля. И все эти бравые работники службы безопасности и порядка могли бы выполнять свой долг перед страной на передовой, потому что очевидно, что они более полезны, чем вчерашние офисные работники, потому что они физически здоровы. Но это не факт, потому что на войне надо воевать, а не разгонять митинги палками.......
Глава 3. Мобилизация. Последствия. Миграция.
Русские начали уходить. Это решение вынужденное и вполне логичное. Люди очень боятся быть призванными в армию и стать пушечным мясом, потому что они всю жизнь (и к счастью) не готовились к тому, что ночью окажутся с автоматом в руках. Сегодня вы сидите в офисе или работаете на заводе, но завтра вы окажетесь в ситуации, когда каждый день может стать для вас последним. В России ощущается возможность распрощаться с жизнью раньше, чем ожидалось. И ради чего? Все интуитивно понимают, что у него лично нет никаких причин брать в руки автомат и убивать своих братьев на Украине. Общество в целом еще не нашло истинных причин нынешней войны в запутанной и противоречивой системе власти глобального капитала, которая сначала уничтожила одну социалистическую страну, а затем натравила народы друг на друга, чтобы привести ту же глобальную рыночную систему из противоречивого состояния в окончательное. Это означает, что все будут выполнять волю американского капитала. Без устранения глубинных причин люди сводятся к поверхностному восприятию того, что все происходящее - это игра высших классов, что нас, простых граждан, это не касается, и поэтому нет желания участвовать. "Если вы это начали, играйте сами, не вмешивайте нас. Но no.... все вышло иначе.
Капиталистическое правительство (я намеренно не пишу "страна") призвало своих детей встать... на защиту чего? Разрушенной промышленности? Разрушающейся системы образования и здравоохранения? В защиту снижения уровня жизни, но роста цен? В защиту нищеты, эксплуатации и унижения людей? Защищать свое сокращение до скота, который должен работать на прибыль олигархов, а потом умирать за них? Сколько раз власть имущие открыто говорили: "Государство вам ничего не должно"? Но теперь это так.
Когда общество осознало это, оно отреагировало на государство таким же образом. Люди приходили толпами. Важно то, что это сделали только те, у кого были средства. Даже если они были на первом месте, им не обязательно быть богатыми и состоятельными. Это могли быть небогатые граждане, но с некоторыми сбережениями. И они были очень нужны, потому что рынок тут же отреагировал на пожелания граждан и поднял цену на билеты до нескольких сотен (!) тысяч рублей. Таким образом, перелет в Турцию и Армению стал большой проблемой.
Основными направлениями миграции были Финляндия, Грузия и Казахстан. Как правило, в ближайшие соседние страны. Отсутствие Беларуси в этом списке показательно, поскольку она теперь считается единым целым с Россией и мигрировать туда нет смысла - их отправят обратно в Россию. Однако Казахстан весьма привлекателен тем, что хорошо владеет русским языком, и есть сомнения, что Казахстан будет сотрудничать с российскими властями в догонку к мобилизационному призыву, о чем он прямо заявил (но не стоит забывать, что все может обернуться иначе). Граница широкая, и, например, в Грузию можно попасть только через КПП "Верхний Ларс", что делает Казахстан популярным местом для миграции. Стали появляться видеоролики с огромными очередями из нескольких тысяч автомобилей. Началось смешно: они сказали, что только в Грузии КПП предназначен для транспорта, а не для пешеходов, поэтому если у вас нет машины, вы можете взять велосипед или скутер, что люди и делают.Приходится полагаться на западные источники, которые, как и российские, могут преувеличивать цифры:
200 000 (но 147 000 человек вернулись. Эта информация взята из местного МВД.
2. Грузия - 80 тысяч врагов Западные источники - Bell, Forbes
3Финляндия- 65 тысяч Bell, Forbes.
Forbes сообщает, что с 21 сентября Россию покинули в общей сложности 700 000 человек. Конечно, эта цифра не сходится, потому что наибольшее число уехавших в Казахстан составило 200 000 человек, но откуда взялись остальные 500 000? Российский канал tg-channel Brief сообщает, что с начала мобилизации страну покинули около 355 000 человек, что довольно правдиво, учитывая цифры. В любом случае, многие люди ушли, точные цифры будут известны позже. И это были люди трудоспособного возраста, молодые люди, хорошие специалисты, которых и до войны было немного, и они мечтали уехать в Европу или США в поисках высокой зарплаты. Учитывая вымирание русской нации, нынешняя эмиграция - это страшная катастрофа. В прошлом году естественная убыль населения составила 1 миллион человек! В 2022 году эта катастрофическая тенденция будет усугубляться массовой эмиграцией населения. В результате мы уже наблюдаем демографический коллапс. Молодые российские специалисты будут заменены неквалифицированной рабочей силой из Центральной Азии...
Власти вскоре поняли, что это не сработает. Они начали создавать "мобильные призывные пункты" на границе. Сначала это касалось только местных жителей Северной Осетии, позже распространилось на всех граждан Российской Федерации, а затем въезд в Осетию был полностью запрещен во избежание каких-либо обвинений. Позже такие "мобильные контрольно-пропускные пункты" были установлены на границе с Финляндией. Как правило, вызова в суд невозможно избежать.
Инфографика об эмиграции из России после частичной мобилизации, объявленной The Bell.
Глава 4. Мобилизация. Процесс мобилизации. От демилитаризации к мобилизации.
Мобилизация проходит напряженно и требовательно, чего, в общем-то, ожидают все, кто так или иначе следит за ситуацией. Я не ошибся в своих подозрениях (https://t.me/vishnevskiy_ya/1220), и вряд ли я мог ошибиться, когда власти решили организовать процесс такого масштаба в спешке и без подготовки. Я не думаю, что власти готовились к этой мобилизации заранее, это опасное дело. Вы не только создаете недовольство, но и вооружаете этих недовольных людей. И еще один большой удар по вашему имиджу. Сам процесс непрост - экономика должна обеспечить оборудованием и припасами 300 000 солдат. Это огромное бремя для нашей слабой экономики. Другими словами, чтобы мобилизовать людей, нужно дополнительно мобилизовать экономику, что в рыночных условиях возможно только путем мобилизации административных ресурсов. Одним словом, это очень сложная задача.
В то же время необходимость мобилизационных мероприятий отпала уже к концу марта, когда стало окончательно ясно, что блицкриг "шока и трепета" провалился, и что необходимо переходить к длительной позиционной войне, на которую выделялось не так много военных ресурсов, поскольку ожидалось, что "двумя полками мы возьмем Киев". Однако мобилизация не очень желательна по причинам, указанным выше. Это трудно и неприятно. Какое решение приняло наше правительство? Именно, чтобы отложить решение! И пока наше правительство ждало... непонятно чего, украинские власти, при военной финансовой поддержке НАТО, успели подготовить большое количество солдат в тренировочных лагерях в Европе, получили большое количество техники, сформировали штурмовой клуб и перешли Харьковскую область, захватив почти всю ее.
И тогда российские власти, видимо, поняли, что решение нужно принимать, а не откладывать. После шести впустую потраченных месяцев власти умудрились потерять не только инициативу, но и перевес на поле боя. Другими словами, они достигли той точки, когда откладывать больше нельзя; необходимо объявить мобилизацию. Поэтому я считаю, что решение было принято после контрнаступления ВСУ в сентябре.
Когда такие масштабные действия организуются неподготовленным и по своей сути слабым правительством, мы не должны удивляться тому, что они заканчиваются плохо. Не совсем ясно, кто должен был быть уведен, но формулировка была довольно расплывчатой. Люди стали жаловаться, что всем рассылаются повестки в суд. На самом деле, были случаи, когда, например, повестки присылались людям с ограниченными возможностями. Началась борьба за резервистов. Многие компании стали требовать их от своих сотрудников. ОПК и ИТ пока решительно отступили. Но это только начало, весь сок в очереди. Государство не потрудилось оснастить мобилизованных. Мало того, что тебя посылают на смерть, так еще и приходится самому покупать оборудование! Кстати, активные владельцы подняли цены... Это здорово! Кроме того, учебные центры, тренировочные лагеря и казармы, по словам новобранцев, тоже не устраивают. Они жалуются, что не тренируются, потому что либо не хотят тренироваться, либо это невозможно, потому что все разрушено. Короче говоря, у нас остались только остатки советского наследия, которые до сих пор живы, нетронуты и не украдены. Так сохраняются мобилизационные ресурсы. Кстати, в Украине та же ситуация, только, в отличие от России, у них за спиной НАТО.
Проблема была передана местным властям. Правители пытаются собирать мировое оборудование по своему усмотрению. Богатые регионы, очевидно, более продуктивны в этом отношении. Некоторые регионы вводят единовременные или ежемесячные пособия, другие предоставляют семьям "натуральный продукт": Сахалин решил выдавать рыбу, Тыва - дрова и овец. В общем, проблем много, власти сейчас пытаются решать их по мере поступления. Был создан специальный портал "объяснить.рф", но он работает не очень хорошо.
4 октября Шойгу объявил о призыве 200 000 человек (около 350 000 покинули страну). Учитывая неспособность властей принимать разумные стратегические решения, учитывая их "сомнительное" положение, можно условно начать использовать фразу "те, кто наверху, не могут", когда одно из их действий ухудшает ситуацию. Своими действиями власти подписали себе смертный приговор. Это может показаться очень высоким, но это не означает, что завтра произойдет революция; это означает, что власти перешли точку невозврата. Теперь они расписались в своем бессилии. Мобилизационно-репрессивный аппарат является типичным симптомом слабости государства, когда оно не может поступить иначе. И дальше будет только хуже. Россию ожидает "счастливое" двадцатилетие, и в конце десятилетия у нее, вероятно, будет другое правительство. Нынешняя верхушка не может этого сделать, но более важный вопрос - хочет ли этого база.