Найти в Дзене
Книжные тропинки

Отзыв о фильме «Телефон Мистера Харригана» (2022): философская драма о справедливости и мести

Стриминговый сервис Netflix ранее уже дарил поклонникам Стивена Кинга экранизации его произведений, в том числе «Игру Джеральда», «В высокой траве» и «1922 год». Все они оказались более чем достойны. А учитывая, что писатель ещё на стадии производства фильма «Телефон мистера Харригана» назвал его «блестящим», зрители ждали выхода картины с огромным нетерпением. Однако мнения в итоге разделились кардинально, и как всегда, злую шутку в данном случае сыграло амплуа автора, которому не удаётся вырваться из тисков жанра ужасов. Отошедший от бизнеса мультимиллионер Джо́н Ха́рриган (Дональд Сазерленд) в 2003 году переезжает в крохотный американский городок Харлоу штата Мэн, чтобы в полном уединении провести здесь остаток жизни. Лишь по воскресеньям он появлялся в местной Методистской церкви, но никогда и ни с кем не пытался завязать беседу даже из элементарной вежливости. Потому девятилетний Кре́йг (Джейден Мартелл) очень удивился, когда машина мистера Харригана вдруг остановилась перед их до
Оглавление

Стриминговый сервис Netflix ранее уже дарил поклонникам Стивена Кинга экранизации его произведений, в том числе «Игру Джеральда», «В высокой траве» и «1922 год». Все они оказались более чем достойны. А учитывая, что писатель ещё на стадии производства фильма «Телефон мистера Харригана» назвал его «блестящим», зрители ждали выхода картины с огромным нетерпением. Однако мнения в итоге разделились кардинально, и как всегда, злую шутку в данном случае сыграло амплуа автора, которому не удаётся вырваться из тисков жанра ужасов.

Фильм режиссёра Джона Ли Хэнкока «Телефон Мистера Харригана» (англ. «Mr. Harrigan's Phone»): жанры — драма,мистика, триллер; длительность — 104 минуты (1:24 часа); дата выхода — 2022 год; страна — США. Актёрский состав: Джейден Мартелл, Дональд Сазерленд, Джо Типпетт, Кирби Хауэлл-Батист, Сайрус Арнольд, Томас Мерфи, Колин О’Брайэн, Челси Кертц. Возрастное ограничение — с 16 лет.
Фильм режиссёра Джона Ли Хэнкока «Телефон Мистера Харригана» (англ. «Mr. Harrigan's Phone»): жанры — драма,мистика, триллер; длительность — 104 минуты (1:24 часа); дата выхода — 2022 год; страна — США. Актёрский состав: Джейден Мартелл, Дональд Сазерленд, Джо Типпетт, Кирби Хауэлл-Батист, Сайрус Арнольд, Томас Мерфи, Колин О’Брайэн, Челси Кертц. Возрастное ограничение — с 16 лет.

Сюжет фильма «Телефон мистера Харригана»

Отошедший от бизнеса мультимиллионер Джо́н Ха́рриган (Дональд Сазерленд) в 2003 году переезжает в крохотный американский городок Харлоу штата Мэн, чтобы в полном уединении провести здесь остаток жизни. Лишь по воскресеньям он появлялся в местной Методистской церкви, но никогда и ни с кем не пытался завязать беседу даже из элементарной вежливости. Потому девятилетний Кре́йг (Джейден Мартелл) очень удивился, когда машина мистера Харригана вдруг остановилась перед их домом. Разгадка необычного поступка оказалась простой: у старика с возрастом начали болеть глаза и тот решил нанять смышлёного парнишку, ловко декламирующего с амвона Священное Писание, в качестве чтеца любимой им классической литературы.

Кроме оговорённой платы за труды, мальчик также стал получать четыре раза в год (по праздникам) лотерейные билеты. И однажды под серебристым защитным слоем, стёртым счастливой монеткой, оказалась невероятная цифра — три тысячи долларов. В благодарность Крейг решает познакомить мистера Харригана с миром IT и делает ему ответный подарок — новенький iPhone (айфон). Это было довольно рискованным шагом, ведь старик всегда отмахивался от любых новомодных гаджетов, как от назойливых мух. Но котировки фондовых бирж и финансовые новости в режиме реального времени сделали своё «чёрное» дело. Больше мистер Харриган с ним никогда не расставался. Потому, когда старик умер, подросток незаметно от всех опустил телефон в гроб. Однако стереть ненужный теперь номер в своём сотовом Крейг не решился. Пять лет крепкой и искренней дружбы значили для него, как оказалось, слишком много.

Дональд Сазерленд в роли Джона Харригана и Джейден Мартелл в роли Крейга.
Дональд Сазерленд в роли Джона Харригана и Джейден Мартелл в роли Крейга.

Отчасти на такой шаг его подтолкнуло ещё одно неприятное событие. Незадолго до смерти мистера Харригана Крейг поступил в среднюю школу соседнего города Гейт Фоллс, в которой безоблачная жизнь и статус среди сверстников напрямую зависели от марки сотового. Наличие айфона последней модели у такого «мелкого салаги» как Крейг мгновенно сделало его мишенью для школьного задиры и драчуна Ке́нни Я́нковича. И однажды противостояние заканчивается дракой, естественно, не в пользу Крейга. Не имея возможности хоть с кем-то поделиться своей душевной болью, подросток по старой привычке решает набрать номер мистера Харригана. К своему удивлению, он слышит гудки вызова, но, списав это на дефект (баг) сети, оставляет голосовое сообщение, а на следующий день Кенни находят мёртвым.

Особенности, темы и смысл фильма «Телефон мистера Харригана»

Разговор о фильме «Телефон мистера Харригана» следует начать с жанра. Стивен Кинг настолько плотно ассоциируется у читательской аудитории с ужасами, что любое его новое произведение автоматически получает в выходных данных указанную выше жанровую категорию. С экранизациями дела обстоят точно так же. Однако и повесть «Телефон мистера Харригана», и фильм, снятый на его основеэто полноценная психологическая драма с очень небольшим вкраплением мистики, которая в кадр под видом призрака или злобного духа вообще не попадает, а лишь незримо присутствует на периферии истории. Всё паранормальное в картине сводится к необъяснимой способности айфона соединять мир живых и мёртвых. Из заявленного прокатчиками списка жанров я могу согласиться лишь с триллером, да и то с большой оговоркой, так как драматический компонент сильно превалирует над остросюжетным.

Крейг в доме мистера Харригана после его смерти.
Крейг в доме мистера Харригана после его смерти.

Режиссёр Джон Ли Хэнкок очень бережно поработал с первоисточником, полностью сохранив не только его сюжет, но и темы. В течение примерно полутора часов перед зрителем неспешно разворачивается история взросления подростка, мучимого одиночеством и болью от потери матери в раннем возрасте. Отсюда берут начало его дружеская тяга к взрослому человеку — мистеру Харригану, которому выпадает роль наставника, и привязанность к материальному, как физическому воплощению памяти. Вникать в философию сурового миллиардера, не раз, наступавшего на горло своим конкурентам и врагам, очень интересно. Помимо классических постулатов быть безжалостным в противостоянии с хулиганом Кенни Янковичем или решительным в сближении с желанной девушкой, мистер Харриган, цитируя Генри Торо, призывает Крейга не впадать в зависимость от вещей, потому как: «Не мы владеем вещами, а вещи владеют нами». А далее старик, словно мифический провидец, заглядывает уже в наше время, тонущее в море фейковых новостей и спама:

«Ложная информация всё чаще преподносится как правда. Что будет, когда с помощью этого [телефона] начнут распространять ещё больше лжи? Газеты? Журналисты? Политики? Нам стоит бояться этой штуки [телефона]».

Однако главной темой книги и фильма является моральная дилемма между правом и возможностью исправлять ошибки мира. Как далеко человек может зайти ради справедливости? Здесь сразу же напрашивается параллель с Родионом Раскольниковым, который задался похожим вопросом: «Тварь я дрожащая или право имею»? Важно подчеркнуть, что Стивен Кинг не делает явных отсылок к роману Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Схожесть можно вычленить лишь по некоторым сюжетным аркам, например, Крейг как и Раскольников, оказывается виновен в гибели двух человек, при этом одна смерть — непреднамеренная.

Крейг на могиле мистера Харригана.
Крейг на могиле мистера Харригана.

Джон Ли Хэнкок в отличие от Стивена Кинга сделал свой фильм полноценным оммажем (посвящением) «Преступлению и наказанию». Именно эта книга становится последней, которую читает Крейг мистеру Харригану перед его кончиной, ставя, таким образом, финальную точку в их дружбе и открывая новую главу в истории, где телефон старика вдруг оказывается своеобразным «топором» для свершения праведного суда. Потому следуя логике своего литературного «старшего брата» финал картины приводит юношу к той же морально-нравственной яме, что и главного героя Достоевского, который, совершив преступление — убил себя. В этом заключается смысл истории:

«Когда падаешь, даже когда всё знаешь, даже когда хотел этого — всё равно шок. Дна нет. Нет конца. Только падение».

Сумеет ли парень когда-нибудь выбраться из «железных» тисков собственной совести? Вопрос остаётся открытым, но хочется вновь процитировать финальные строки «Преступления и наказания», которыми Крейг образно говоря «попрощался» с мистером Харриганом в их последнюю встречу:

«Но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью. Это могло бы составить тему нового рассказа, — но теперешний рассказ наш окончен».

Исходя из сюжета фильма, динамика развития событий нетороплива, порой даже намеренно затянута, позволяя зрителю на себе ощутить безысходность, одиночество и тянущую душу пустоту. Стилизованная цветовая гамма с преобладанием холодных оттенков, красивые, но мрачные кадры с природой штата Мэн, эстетика начала 2000-х, тревожно-тягостный музыкальный ряд идеально дополняют историю, полностью соответствуя по тональности происходящему на экране.

Отдельно стоит отметить достойную актёрскую игру матёрого Дональда Сазерленда в роли мистера Харригана и юного Джейдена Мартелла, воплотившего образ взрослеющего Крейга. Веришь каждому их слову и каждой эмоции. Из второстепенных персонажей, на мой взгляд, наиболее привлекательной получилась учительница биологии мисс Харт, которую сыграла Кирби Хауэлл-Батист: яркая внешность, обаяние и высокие моральные ценности.

Различия между фильмом «Телефон мистера Харригана» и повестью Стивена Кинга

Фильм «Телефон мистера Харригана», как я отмечала выше, максимально приближен к повести, что удивительно, ведь Стивена Кинга обычно экранизируют по принципу — чем дальше от первоисточника, тем лучше. Данную картину можно назвать приятным исключением. Потому если вы теряетесь в выборе между чтением и просмотром, то спокойно можете выбрать что-то одно. Тем не менее, назвать фильм и повесть идентичными тоже будет неверно. Небольшие различия есть, хотя на сюжет они никак не влияют. На мелких деталях я останавливаться не буду, как например, имена героев (Кенни Янко в экранизации стал Кенни Янковичем), а из крупных стоит назвать всего три.

1. В книге история охватывает чуть больший временной интервал: с 2004 по 2020 года, а рассказ идёт от лица двадцатипятилетнего Крейга, который работает редактором в литературном журнале «Плоушер». В фильме последние события относятся к студенческим годам юноши. Сделано это было по вполне объективным причинам – чтобы не искать трёх актёров на одну роль, а ограничится двумя.

2. В повести Кенни Янко совершил самоубийство, повесившись в шкафу, в фильме разбился при попытке спешно выбраться через окно своей комнаты на улицу. Гибель второго злодея — Дина Уитмора, отличается от литературной версии только тем, что он перед смертью тоже поседел, как и Кенни Янко.

3. В повести нет персонажа Дасти Беладо — садовника, который обворовал мистера Харригана и был им впоследствии наказан. Данный эпизод в фильм добавили для того, чтобы показать безжалостность старика.

Рекомендации к просмотру

Несмотря на большой хронометраж, фильм смотрится на одном дыхании, происходящие в нём события захватывают, волнуют, держат в напряжении и не оставляют равнодушным. Однако должна предупредить, что подойдёт он не всем. «Телефон мистера Харригана» понравится тому зрителю, кто желает насладиться хорошей драмой, глубокой философией, мрачной атмосферой штата Мэн и тревожностью от звонков к мертвецу. Если же вы любитель экспрессивного взрывного действия, бегающих как спринтеры зомби, стонущих ежеминутно призраков, жёстких драк с обилием крови и прочих ярких классических ужасов, то «Телефон мистера Харригана» смотреть не стоит — будете разочарованы. Также могу рекомендовать картину подросткам среднего школьного возраста (запретного для них там ничего нет), а вот детям младше двенадцати лет к просмотру не советую — им, как мне кажется, всё происходящее на экране покажется скучным и нудным.

Оценка: 5/5

Дзен | ВКонтакте | Пинтерест