Найти тему
Mishootka Gamer

Лучше бы мерзость: обзор Scorn

Игра пытается брать необычным визуалом, но кроме него ничего предложить не может

"За что мне все это?!" - иногда хочется воскликнуть вместе с главным героем
"За что мне все это?!" - иногда хочется воскликнуть вместе с главным героем

Честно говоря, я никогда не был большим любителем квестов. Нет, конечно, в период их доминирования в игровой индустрии и я в них обильно играл. Не прошли мимо ни «Машинариум», ни «Саморост», ни сюжетные квесты с диалогами.

Со временем другие жанры практически вытеснили квесты из нашей жизни. И релиз долгожданной многими игры в «гигеровском» сеттинге Scorn вызывает двойственные чувства.

С одной стороны – здорово, что простые «думалки» и «бродилки» еще выходят. А с другой ловишь себя на мысли – а достаточно ли этого? Давайте разбираться.

Тест на внимательность

Не секрет, что путь к релизу для Scorn был непростым. И, как часто бывает в таких ситуациях, ожидания от игры у всех тоже оказались разные. Не раз встречал фразы в духе «а я ждал клон Doom» и всякое такое прочее. Другие ждали классное сюжетное приключение. Третьи – добротный квест, который будет поражать наше воображение своей мерзотностью на всем протяжении. На мой взгляд не случилось ничего из этого.

Весь дизайн игры выполнен в грязной красно-серой гамме. И это не тот "мрачняк", который работает на атмосферу. А, скорее, просто однообразные декорации
Весь дизайн игры выполнен в грязной красно-серой гамме. И это не тот "мрачняк", который работает на атмосферу. А, скорее, просто однообразные декорации
Итак, в начале нам показывают экспозицию. Мы играем за странное человекоподобное существо, которое пытается добраться до некой башни. Путь ей преграждает безжизненная пустошь, а затем мы и вовсе проваливаемся в глубины какого-то рукотворного комплекса (начало прямо как в Stray, если подумать).

Впрочем, «рукотворность» в Scorn – вещь достаточно условная. Дело в том, что это мир биомашин. Соответственно, провода и трубы здесь – это какие-то кишки и жилы. И даже оружие тут «живое». И, чтобы как-то продвинуться в этом мире, нам придется обменяться с ним своими биологическими данными.

С самого начала видно, что никакого экшена в игре в общем-то не будет. Перед нами вполне классический квест «на подумать». В первой локации нужно выстроить производственную цепочку. Ты видишь «орудия производства», но не понимаешь, что и в какой последовательности туда нужно поместить. Затем находишь этот объект, «выколупываешь» его, и… он оказывается живым существом, которому явно не по душе то, что мы с ним хотим сделать.

Во время недолгого знакомства с этим существом, я ему даже немного сопереживал
Во время недолгого знакомства с этим существом, я ему даже немного сопереживал

Признаюсь, эта сцена с «нарезкой» странного деформированного товарища в скорлупе, зацепила меня довольно сильно. Ты чувствуешь дискомфорт, тебе не хочется делать то, что игра тебя делать заставляет. И, если бы Scorn продолжала в том же духе, на всем своем протяжении постоянно тебя шокировала и причиняла моральные неудобства – то она могла бы получиться свежим и крутым проектом.

Но об этом чуть позже. А пока о том, почему Scorn – так себе квест.

100 оттенков красного

Наверное, главная претензия к Scorn – это же и ее главная фишка и отличие от других проектов. Визуал. Да, такой парадокс. Лично я люблю эстетику творений Ханса Гигера, так что и Scorn визуально мне поначалу понравилась. Выглядит действительно оригинально, с этим трудно спорить. Но, немного походив туда-сюда, начинаешь понимать, что декорации в Scorn меняются реже и меньше, чем хотелось бы. В конце концов вся эта обнаженная плоть приедается, и ты просто перестаешь обращать на нее внимание.

Шарады в массе своей совсем простенькие. Но это Scorn не вредит, потому что ее хочется пробежать как можно быстрее
Шарады в массе своей совсем простенькие. Но это Scorn не вредит, потому что ее хочется пробежать как можно быстрее

Но самое плохое в том, что авторы не очень смогли совместить такой визуал и наглядность игровых элементов. Да, Scorn – это про пространственные загадки. Когда ты поначалу видишь отдельные элементы экосистемы локации, и постепенно понимаешь, как они должны работать вместе. Однако действительно сложных загадок в Scorn немного.

Если ты где-то и застреваешь, то обычно не потому, что загадка трудная. А просто от того, что не можешь разглядеть на стене какой-то значимый элемент. В Scorn практически все текстуры выглядят ОДИНАКОВО. Приходится сильно вглядываться в каждый квадратный метр, чтобы не пропустить что-то важное.

Иначе говоря, игра не про то, чтобы решать загадки, а про банальную внимательность.

Биокостыль

Проблема игры еще в том, что кроме этих нехитрых загадок в ней в общем-то ничего нет. Если у разработчиков изначально и были планы реализовать какой-то экшен, то в итоге он появился в таком зародышевом виде, что лучше бы его не было. Вместо вменяемой «пушки» в первой половине игры нам дают костыль. В буквальном смысле – оружие просто выпуливает из себя какую-то палку, а потом «заглатывает» ее обратно. При этом враги постепенно начинают стрелять в нас с довольно большой дистанции. И доходит до нелепости.

Погибаем мы буквально с трех плевков, а, чтобы убить тварь, нужно долго «ковырять» ее костылем вплотную. Сказать, что это выглядит максимально глупо – ничего не сказать. В итоге ты начинаешь просто «скипать» этих тварей, поскольку сражаться с ними никакого желания не возникает. А, поскольку локации в Scorn нужно подолгу изучать, это приводит к тому, что ты бегаешь туда-сюда под постоянным обстрелом врагов, без возможности нормально ответить. Потом в игре встречаются и другие пушки, но все они не слишком эффективны.

В игре встречается разное оружие, но все оно не особенно полезно
В игре встречается разное оружие, но все оно не особенно полезно

Другой проблемой является полное отсутствие какого-либо нарратива. Нет, сюжетные события случаются. То внутрь нас заберется какая-то тварь, то мы попадем в некую жижу, и нас вынесет в следующую локацию. Но все это так загадочно, что вообще неинтересно. При первом прохождении мы толком не понимаем, где вообще находимся, кто мы такие, и зачем все это нужно. И это сильно бьет по вовлеченности в игровой процесс.

Диалогов нет, никаких записок нет, вообще ничего, объясняющего местный лор – нет. Кто-то, возможно, скажет, что это и есть главная фишка Scorn – дескать, тебе ничего не объясняют в лоб, догадывайся сам. Ну допустим. Но меня такая подача не заинтересовала совершенно.

Для меня Scorn так и осталась очень средненьким квестом с несложными загадками. Игрой, которая тонет в однообразии выбранного стилистического решения, и не пытается в какое-то сюжетное и геймплейное развитие. Да, наверное, что-то в ней все-таки есть. Как минимум подобного сеттинга в такой реализации мы раньше еще не видели. Но… не факт, что этого достаточно.

Так что Scorn я бы рекомендовал проходить только закоренелым любителям квестов с пространственными загадками или тем, кто обожает творчество Гигера. Остальным игре в общем-то предложить нечего.

А что вы думаете о Scorn? Поделитесь впечатлениями в комментариях! И, если понравился материал – подписывайтесь на канал!

#компьютерные игры #scorn #обзоригры #квесты #новыеигры #мнениеобигре #гансгигер