При современных темпах развития информационных технологий фейковые новости становятся обыденностью. Количество фейков растет со стремительной быстротой, и в среде, в которой пользователи имеют равные возможности для обмена информации необходимо разбираться, во избежание распространения недостоверных сведений.
Профессиональное сообщество журналистов в течение нескольких лет обсуждает распространение фейковые новостей. Катализатором такой дискуссии в свое время был, например, Brexit, пандемия Covid-19, в современной повестке преобладают фейки о ситуации на Украине.
Согласно данным Генпрокуратуры о количестве фейковых новостей на разных онлайн-платформах за 2020 год, количество фейковых новостей увеличилось в 10 раз. Авторы фейков преследуют различные цели, в основном – подрыв репутации какого-либо института, организации или персоны.
Фейки не являются случайным и хаотичным процессом, это определенное и осмысленное действие. Мы находимся в постоянном информационном шуме и при таком стремительном распространении информации у пользователя иногда не хватает времени проверять информацию на достоверность, несмотря на все возможности, которые предлагает современная среда.
Какие аудитории склонны доверять фейкам?
Исследование ученых университета Корка в 2019 г. показало, что поколение от 60 лет и старше заведомо чаще верит ложной информации и делится с ней на различных ресурсах. Участники исследования от 65 лет и старше делились фейковыми новостями в два раза чаще, чем представители предыдущей возрастной группы — 45-65 лет.
Процесс цифровизации запущен и все большее количество представителей различных цифровых групп привязаны к сервисам. Однако высокая степень доверия далеко не всегда связана с возрастными группами. Релевантно говорить о целевых группах, которым характерно отсутствие опыта, низкий уровень эрудированности и неумение перепроверять информацию. Современная тенденция переходить по первой ссылке во время поиска информации также усугубляет ситуацию наряду с условиями работы манипулятивных технологий.
По результатам исследования ВЦИОМ можно наблюдать снижение доверия к СМИ практически на 10 %. 67 % опрошенных также верят в существование некого мирового правительства, вокруг которого на протяжении десятилетий строятся многие фейки.
Как регулируется распространение фейков?
Фейки появляются как на официальных, так и не официальных источниках. В сложившийся ситуации власти пытаются внедрять различные инструменты регулирования информации. Так, в 2019 году были внесены поправки в Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», по которому распространителям и создателям фейков грозит блокировка и штрафы согласно КоАП РФ. В 2020 году была введена уголовная ответственность за распространение недостоверных новостей о чрезвычайных ситуациях, в том числе о распространении коронавируса COVID-19.
В марте 2022 года в России подписан указ о борьбе с распространением ложной и противоправной информации в социальных сетях. Закон предусматривает введение понятия "владелец публичной сети", который признается организатором распространения информации в интернете, и обязывает владельцев социальных сетей удалять по заявлению пользователей информацию, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Европейский закон о цифровых услугах (Digital Services Act, DSA) DSA направлен на борьбу с незаконным контентом. Еврокомиссия отмечает, что принятие законопроекта необходимо, поскольку требуется современная правовая база для обеспечения безопасности пользователей Интернета. Онлайн-платформы будут обязаны усилить контроль за незаконным, неоднозначным или вводящим в заблуждение контентом. Закон все еще не вступил в силу, так как одна из дилемм, с которой столкнулась Еврокомиссия во время пленарного заседания посвященного законопроекту – угроза принципам демократии.
При этом следует отметить, что российский законопроект признается одним из самых демократичных среди документов, направленных на регулирование этой проблемы, в сравнении со своими зарубежными аналогами.
Социальные сети также пытаются решить проблему распространения фейков на своих площадках. «ВКонтакте» и «Одноклассники» тестируют предупреждение о потенциально недостоверной информации. Публикации будут сопровождаться специальной меткой. Личное мнение и оценочные суждения, а также шутки, пародии и мемы не помечаются как потенциально недостоверные. Пользователи соцсетей не будут ограничены в получении информации, но увидят сигнал о том, что к ней нужно отнестись с осторожностью.
Важно понимать, что фейки необходимо уметь распознавать. Стать жертвой фейка может стать представитель любой возрастной группы, и речь здесь идет в первую очередь о медиаграмотности и растущей вероятности столкновения пользователя с опасностями виртуального пространства.