Найти тему
Здорово, медиа

Как создатели и распространители фейков манипулируют нашим сознанием?

Оглавление

При современных темпах развития информационных технологий фейковые новости становятся обыденностью. Количество фейков растет со стремительной быстротой, и в среде, в которой пользователи имеют равные возможности для обмена информации необходимо разбираться, во избежание распространения недостоверных сведений.

Профессиональное сообщество журналистов в течение нескольких лет обсуждает распространение фейковые новостей. Катализатором такой дискуссии в свое время был, например, Brexit, пандемия Covid-19, в современной повестке преобладают фейки о ситуации на Украине.

Согласно данным Генпрокуратуры о количестве фейковых новостей на разных онлайн-платформах за 2020 год, количество фейковых новостей увеличилось в 10 раз. Авторы фейков преследуют различные цели, в основном – подрыв репутации какого-либо института, организации или персоны.

Фейки не являются случайным и хаотичным процессом, это определенное и осмысленное действие. Мы находимся в постоянном информационном шуме и при таком стремительном распространении информации у пользователя иногда не хватает времени проверять информацию на достоверность, несмотря на все возможности, которые предлагает современная среда.

Какие аудитории склонны доверять фейкам?

Исследование ученых университета Корка в 2019 г. показало, что поколение от 60 лет и старше заведомо чаще верит ложной информации и делится с ней на различных ресурсах. Участники исследования от 65 лет и старше делились фейковыми новостями в два раза чаще, чем представители предыдущей возрастной группы — 45-65 лет.

«Какие категории людей более подвержены верить фейкам?» На базе исследования ученых университета Корка (Ирландия), Science Advances, 2019 г.
«Какие категории людей более подвержены верить фейкам?» На базе исследования ученых университета Корка (Ирландия), Science Advances, 2019 г.

Процесс цифровизации запущен и все большее количество представителей различных цифровых групп привязаны к сервисам. Однако высокая степень доверия далеко не всегда связана с возрастными группами. Релевантно говорить о целевых группах, которым характерно отсутствие опыта, низкий уровень эрудированности и неумение перепроверять информацию. Современная тенденция переходить по первой ссылке во время поиска информации также усугубляет ситуацию наряду с условиями работы манипулятивных технологий.

По результатам исследования ВЦИОМ можно наблюдать снижение доверия к СМИ практически на 10 %. 67 % опрошенных также верят в существование некого мирового правительства, вокруг которого на протяжении десятилетий строятся многие фейки.

Данные исследования представлений россиян о мировом правительстве, 2018 г.
Данные исследования представлений россиян о мировом правительстве, 2018 г.

Как регулируется распространение фейков?

Фейки появляются как на официальных, так и не официальных источниках. В сложившийся ситуации власти пытаются внедрять различные инструменты регулирования информации. Так, в 2019 году были внесены поправки в Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», по которому распространителям и создателям фейков грозит блокировка и штрафы согласно КоАП РФ. В 2020 году была введена уголовная ответственность за распространение недостоверных новостей о чрезвычайных ситуациях, в том числе о распространении коронавируса COVID-19.

В марте 2022 года в России подписан указ о борьбе с распространением ложной и противоправной информации в социальных сетях. Закон предусматривает введение понятия "владелец публичной сети", который признается организатором распространения информации в интернете, и обязывает владельцев социальных сетей удалять по заявлению пользователей информацию, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Европейский закон о цифровых услугах (Digital Services Act, DSA) DSA направлен на борьбу с незаконным контентом. Еврокомиссия отмечает, что принятие законопроекта необходимо, поскольку требуется современная правовая база для обеспечения безопасности пользователей Интернета. Онлайн-платформы будут обязаны усилить контроль за незаконным, неоднозначным или вводящим в заблуждение контентом. Закон все еще не вступил в силу, так как одна из дилемм, с которой столкнулась Еврокомиссия во время пленарного заседания посвященного законопроекту – угроза принципам демократии.

При этом следует отметить, что российский законопроект признается одним из самых демократичных среди документов, направленных на регулирование этой проблемы, в сравнении со своими зарубежными аналогами.

Социальные сети также пытаются решить проблему распространения фейков на своих площадках. «ВКонтакте» и «Одноклассники» тестируют предупреждение о потенциально недостоверной информации. Публикации будут сопровождаться специальной меткой. Личное мнение и оценочные суждения, а также шутки, пародии и мемы не помечаются как потенциально недостоверные. Пользователи соцсетей не будут ограничены в получении информации, но увидят сигнал о том, что к ней нужно отнестись с осторожностью.

Важно понимать, что фейки необходимо уметь распознавать. Стать жертвой фейка может стать представитель любой возрастной группы, и речь здесь идет в первую очередь о медиаграмотности и растущей вероятности столкновения пользователя с опасностями виртуального пространства.