Боло Йен, он же Ён (он же Йенг, он же Ян, он же Янг, в других прочтениях иероглифов его имени — Ён Си или Ян Сы) стал самым запоминающимся киноактёром весьма популярного на просторах бывшего СССР жанра гонконговских кинобоевиков. Наверное каждый, кто видел эти фильмы в детстве, помнит этого невысокого, но чрезвычайно мускулистого китайца, как правило игравшего роль злодея, антагониста главного героя. Исключением был, пожалуй, фильм «Коготь тигра 2», в котором персонаж Боло Йена, бывший преступник Чонг, показан благородным человеком, в финале помогающим главным героям — двум полицейским, причём женщину-копа играла Синтия Ротрок, ещё одна суперзвезда жанра.
Почему именно этот актёр оказался самым запоминающимся? Ведь казалось бы, на фоне Сильвестра Сталлоне, Чака Норриса, Ван-Дамма и железного Арни ему ловить нечего. Те и выше, и лица у них европейские, и в фильмах у них намного больше экранного времени, и говорят их персонажи в разы больше… Минутку, а не в этом ли отгадка? Тот же Арнольд в ранних фильмах проговаривает буквально несколько фраз (зато каких!), в отличие от Сталлоне, своего вечного соперника. Может быть, наш зритель любит именно немногословных героев?
Это могло бы быть верным, если бы Боло Йен, как Арнольд, каждой фразой цеплял нечто глубинное или же вставлял скупое словцо редко да метко. Но типичный персонаж Йена вообще молчит. А если вдруг что-то скажет, то нечто совершенно обычное и потому не запоминающееся. Вот положа руку на сердце, читатели, видевшие этого актёра в нескольких фильмах, можете ли вы вспомнить хоть одну его фразу? Я не смог. Зато спокойный взгляд сидящего Чонга на полицейского, занёсшего над ним дубинку в начале второго «Когтя тигра», незабываем. И в остальных своих киновоплощениях наиболее выразительным у персонажей Йена было именно молчание.
Может быть, дело в выдающейся мускулатуре актёра? Ну да, она всем зрителям запомнилась. Но ведь мускулами в 80-е было уже никого не удивить. Тем более, что выразительно шевелить ими на экране Шварценеггер умел намного лучше, вспомнить хотя бы «Конана-варвара». Стало быть, дело не только и не столько в мускулах. И не в актёрской игре как таковой — ведь в подобных фильмах и при таких безыскусных ролях при всём желании не сыграть как в «Гамлете». Дело в чём-то другом.
В поисках ответа прошёлся по Интернету. В социальной сети «Вконтакте» наткнулся на опрос: «Что Вам нравится в актёре Боло Енге?» Многие отметили, помимо визуального образа и выдающейся мускулатуры, хладнокровие его персонажей. И его точное попадание в образ настоящего злодея, который не должен кривляться или выглядеть дебилом, истериком и т.д. (чем так любит злоупотреблять Голливуд, да и весь современный кинематограф в целом). Действительно опасный человек, в представлении нашего зрителя, будет именно таким, как персонажи Боло Йена — молчаливым, спокойным, сильным, опасным.
Сам актёр в одном из своих интервью сказал о своей актёрской игре:
«Многие мои коллеги предпочитают наносить на экране размашистые удары руками и ногами... Я отдаю предпочтение более незаметным движениям… важна не демонстрация техники, а личность, которая эту технику демонстрирует. …Истинному мастеру достаточно выполнить одно незаметное, но наполненное энергией и духом движение, чтобы тот же зритель понял, кто перед ним».
Выходит, что те качества его персонажей, которые отметил (и полюбил) наш зритель, Боло Йен сознательно и целенаправленно культивировал. Он мог бы запросто сыграть привычный большинству образ громко орущего и пучащего глаза психопата, но это было бы слишком просто и скучно. К тому же поорать во время боя в гонконговских боевиках любили и положительные персонажи, чем бы тогда злодей от них отличался?
Особенно большое впечатление Боло Йен производил по контрасту с другим очень известным зрителям киноактёром из той же категории боевиков «про кунг-фу», Джеки Чаном. Чан очень подвижен, болтлив (его персонажи говорят не то, чтобы очень много, но слова произносят быстро, даже торопливо), выглядит и действует как шут, всегда готов приударить за любой красивой девушкой. В общем, в представлении нашего зрителя, человек несерьёзный, несмотря на ловкое махание разными частями тела. То ли дело — солидный, неторопливый и не болтающий попусту Боло Йен! Должно быть, именно этот контраст и сыграл заметную роль в его популярности на просторах бывшего СССР.