Найти тему
Классическая ГИТАРА

Почему многие джазовые гитаристы не используют бенды?

Иногда говорят о толстых струнах и о том, что бенды на них «плохо звучат», но я думаю, что всё это — сочетание нескольких факторов, и мы можем копнуть немного глубже.

Фото Jonathan Farber на Unsplash.
Фото Jonathan Farber на Unsplash.

Джаз, особенно после 1940 года, отличается повышенной гармонической сложностью, включающей «надстроенные» и альтерированные аккорды. Как только гитаристы разобрались со всем этим, они обнаружили, что расширенных гармонических возможностей музыки более чем достаточно для удовлетворения их собственных эмоциональных и выразительных потребностей. Предыдущее на самом деле является просто витиеватым способом сказать, что джазовые гитаристы считают круче играть интересные джазовые аккорды, чем «тянуть струны», как блюзовые музыканты. Ранние джазовые гитаристы, такие как Джанго Рейнхардт или Чарли Кристиан, немного тянули струны, но не слишком часто.

Джазовые гитаристы действительно исторически использовали более толстые струны, чем блюзовые. Более толстые струны дают лучший звук для всех этих сложных гармонических вещей, которые так хотят делать джазовые музыканты. Чтобы получить точную высоту звука, такие струны труднее тянуть.

Но вообще, сам вопрос в заголовке отражает несколько устаревшее представление о том, что такое джазовая гитара.

Ещё, кто-то говорит, что «обычно джазовые гитаристы играют довольно технично и лишены чувства». Это неправда. Ну, это скорее несправедливо, чем совершенно неверно. Но в этом что-то определённо есть.

Гитара в раннем джазе всё ещё имела много следов цыганской гитары (Джанго) и блюза (Чарли Кристиан). Эти ребята были близки к более простым и, если можно так выразиться, более «дерзким» формам музыки, чем многие другие более поздние джазовые гитаристы. Чарли Кристиан начинал как уличный музыкант, играя со своими братьями, чтобы поддержать семью после того, как его отец ослеп. «В таких условиях ты играешь то, что, чёрт возьми, люди просто хотят услышать».

Но по мере усложнения музыки все эти элементы, как правило, отбрасывались в пользу большей гармонической сложности. Одним из самых влиятельных, хотя и практически неоценённых джазовых гитаристов эпохи бибопа был Билли Бауэр, который играл в группе Ленни Тристано. Бауэр играл со многими людьми: Бенни Гудманом, Ли Коницем, Томми Дорси, Диззи Гиллеспи, Коулманом Хокинсом, Билли Холидеем. Он был одним из первых гитаристов, полностью впитавших новый стиль бибопа на гитаре.

На стиль Бауэра сильно повлияла музыка Тристано, а в музыке Тристано не было ничего банального. Это было быстро, умно и никогда не упускало возможности напомнить вам, что вы слушаете «серьёзный материал». Бауэр участвовал в знаменитой сессии Тристано 1949 года, которая привела к «Intuition» — одному из первых записанных примеров свободной импровизации.

Стиль Бауэра в некотором роде символизирует то, чем стала джазовая гитара примерно с 1950 по 1970 годы. По сравнению со взрывными изменениями в джазе, вызванными саксофонистами, трубачами и, в некоторой степени, пианистами, джазовая гитара оставалась музыкой, нацеленной в основном «на голову». Или, по крайней мере, если она шла к сердцу, она останавливалась на голове, чтобы выразить ей свое уважение...

Большая часть мейнстрим-джазовой гитары полностью игнорировала то, что происходило в поп- и рок-музыке в те два десятилетия. Вы продолжали работать, будучи уверенными, что играете «настоящую музыку», а эти рокеры просто шумят. Некоторые джазовые гитаристы того времени по-настоящему прекрасны, но, на мой взгляд, когда джазовые гитаристы пытались быть «захватывающими», всё, что они в итоге делали — это извергали кучу нот. Я провёл бесплодные часы, заставляя фанатов джазовой гитары проигрывать мне записи своих героев, играющих бесконечные беглые партии из шестнадцатых нот, в то время как сам фанат стоял рядом, тряся головой и говоря «потрясающе»...

Билли Бауэр также был влиятельным учителем, и его влияние довольно удивительно. Одним из его учеников был Джо Сатриани, который сейчас весьма известен среди поклонников гитары. На то, чтобы взять в руки гитару, Сатриани вдохновила смерть Джими Хендрикса. Только в конце 60-х и начале 70-х годов гитаристы в джазе отошли от чистого, без бендов звука, который доминировал в джазовой гитаре, и начали экспериментировать с новыми способами игры.

В итоге это сделали Бумеры. Давайте для разнообразия будем добры к ним. Поколение джазовых гитаристов, родившихся во время бэби-бума, выросло во времена, когда рок-н-ролл был повсеместным. Пэт Метени (род. 1954) — один из наиболее очевидных примеров, как и Джон Скофилд (род. 1951), Марк Рибо (род. 1954) или Нельс Клайн (род. 1956). У этих музыкантов нет проблем с внедрением таких техник, как бенды, в свою музыку, и все они работали и вне джаза. Метени играл с Боуи, Скофилд — с Джоном Майером, Рибо годами работал с Томом Уэйтсом, а Клайн работает в «Wilco».

На данный момент все эти ребята — старшее поколение. Молодые джазовые гитаристы ещё более экспрессивны и эклектичны. Такие гитаристы, как Лайонел Люк или Мэри Халворсон, черпают вдохновение из множества разных видов музыки. К сожалению, списки «молодых гитаристов, которых стоит послушать», как правило, сосредоточены на молодых гитаристах, которые играют как гитаристы постарше. Жаль, потому что все любят этих старых парней, но играть так, как Тэл Фарлоу в наши дни, было бы просто глупо.

Так что, и правда — джазовые гитаристы мейнстрима, играющие в традициях Барни Кессела или Джо Пасса, не особо тянут струны. Однако, эта традиция далеко не единственная в джазовой гитаре, и на данный момент она едва жива.

Видео: «Polyphia - Playing God (Official Music Video)».

По материалам публикации Alex Johnston, который представился как «писатель, редактор, отец, ирландец, музыкант и иммигрант».