Найти тему
Техносфера. Россия

Последний ленинградский: Объект 299 и его краткая история

В отечественном танкостроении время от времени появляются революционные проекты, которые не воплощаются в металле или не доводятся до выпуска хотя бы опытной партии. Как правило, рождение таких проектов связано накоплением идей и технических решений, которые при грамотном соединении в одной конструкции позволяют открыть новую страницу истории бронетехники. Эпохой такого неслучившегося прорыва в танках можно смело называть конец 1980-начало 1990-х годов, когда разработки буквально выдали разом все конструкторские бюро ведущих заводов рушившейся большой страны: Специальное конструкторское бюро транспортного машиностроения ленинградского Кировского завода, омское Конструкторское бюро транспортного машиностроения (КБТМ), харьковское КБМ и нижнетагильское УКБТМ. Сегодня расскажем о ленинградском проекте «Объект 299» и предложенном на его базе семействе боевых машин, опередившем историю с платформой «Армата» на почти 30 лет.

Конец 1980-х годов стал пиком развития инженерно-конструкторской мысли в военно-промышленном комплексе СССР. Поэтому проекты новых танков были по-настоящему революционными. Кировский завод в это время занимался работами по дальнейшему развитию танка Т-80 с газотурбинным двигателем и разработал «объект 292» — новое боевое отделение с 152-мм пушкой ЛП-83 на шасси серийной «восьмидесятки». Машину довели до испытаний, в том числе со стрельбами на полигоне, которые прошли успешно как раз к 1991 году, когда страна погрузилась в многолетний беспросветный хаос, и военным стало не до каких-либо инноваций. Опытный «объект 292» сохранился в музее в Кубинке, куда он попал уже в 2007 году.

Объект 292: 152-мм пушка на шасси Т-80БВ
Объект 292: 152-мм пушка на шасси Т-80БВ

Но в недрах КБ рождалась еще более серьезная машина, появление которой можно было ожидать в конце 1990-х годов (при сохранении советской системы) – «Объект 299». Если в «292-м» продолжали линию Т-80, используя его габариты и базу, то для перспективной машины с индексом «299» решили создать новую платформу. Это увеличивало сроки разработки, но и на выходе давало полноценный танк нового поколения.

Ленинградцы видели в своем новом проекте 50-тонную машину с экипажем из 2 человек и высокой степенью автоматизации. Двигатель размещался в передней части танка, за ним шла бронированная капсула экипажа. Необычно для СССР, но такая компоновка уже была реализована на израильской «Меркаве». А вот с вооружением решили поступить радикально – избавиться от классической башни. Большую 152-мм пушку разместили на полноповоротной герметизированной платформе с поворотной камерой заряжания.

Объект 299
Объект 299

Компоновка размещения боекомплекта была также оригинальной: на поворотном столе механизма заряжания в виде двух кольцевых симметричных рядов вертикальных кассет внутреннего и внешнего кольцевого ряда. Для того, чтобы снаряд поступил в камору ствола использовался рычажный механизм. Одновременное желание внедрить большую пушку, сохранить большой боекомплект и уложиться в скромные габариты привело к идее нового телескопического трансформируемого выстрела, длина которого уменьшалась с 1,8 до 1,2 метра. Так конструкторы вышли на цифру в 40 выстрелов. Разумеется, на необитаемой башне нашлось место для двух РЛС комплекса активной защиты и непосредственно его боеприпасов.

Объект 299
Объект 299
Объект 299 в разрезе
Объект 299 в разрезе

С точки зрения безопасности пришлось очень серьезно проработать капсулу экипажа – бронирование ее составляло около 250 мм, верхняя часть с динамической защитой – до 800 мм, люки – 300 мм. Расчеты бронирования танка в целом показывали, что оно должно находиться на уровне стальной брони средней твердости по БПС – 1100 мм, а по КС – 1400 мм.

Объект 299, концептуальный вид автоматизированного места работы экипажа (бронекапсула), рисунок 1980-х гг.
Объект 299, концептуальный вид автоматизированного места работы экипажа (бронекапсула), рисунок 1980-х гг.

Использовать в качестве силового агрегата газотурбинный двигатель было решено сразу. Уже готовился к серийному выпуску следующий за 1250-сильным ГТД-1250 двигатель ГТД-1500. Танк Т-80 с опытным 1500-сильным ГТД гоняли под Ленинградом, между делом установив рекорд движения по шоссе – 100 км/ч. Для «объекта 299» предполагалось использовать еще более мощный 1800-сильный газотурбинный двигатель. Это давало возможность 50-тонной машине летать по шоссе со скоростью до 95 км/ч и по дорогам без асфальта до 60 км/ч. Кстати, шасси нового танка начали прорабатывать – остался один из снимков изготовленного его прототипа.

Прототип шасси «объекта 299»
Прототип шасси «объекта 299»

Касаясь темы элементов управления «ленинградского танка будущего», разработчики планировали оснастить его передовыми микропроцессорными системами, элементами «искусственного интеллекта» и технического зрения. Всё это требовало большого и серьезного вовлечения всех предприятий радиоэлектронной промышленности, но на тот период (не забудем про наличие большого числа специалистов в ВПК, пиковое за всю его историю, в конце 1980-х годов) неразрешимым или избыточно сложным не выглядело. Концепт «объекта 299» позволял выйти на создание самого мощного отечественного танка прорыва, который мог спокойно пойти в серию даже в 2000-х или в 2010-х годах, обеспечив нашей стране серьезное технологическое лидерство в разработке боевых машин.

В заключение добавим, что после распада СССР разработчики «объекта 299» неоднократно пытались спасти проект, предлагали семейство машин на его базе (как у нынешней «Арматы», в том числе с тяжелой БМП, САУ, БРЭМ и комплекса машин для инженерного обеспечения и сопровождения — все на едином шасси).

-7

Но история распорядилась не в пользу инженеров из северной столицы: уже в 2000-х годах в России практически все разработки танков оказались сосредоточены на Уралвагонзаводе, который успешно поглотил еще один центр разработки и производства – на Омсктрансмаше. В районе 2009-2011 годов нижнетагильцы попытались продвинуть свой проект Т-95 («объект 195» — см. наш материал https://tehnoomsk.ru/archives/2714), также начатый в конце 1980-х годов, но неудачно. Ну а дальше уже была всем известная платформа «Армата».