Каждый раз по дороге на Селигер я думаю, что найду нечто знакомое и привычное, но каждый раз открываю новое. Селигер, как детская трубочка-калейдоскоп. Снаружи она таже самая, но повернул чуть и уже другая картина, а самое удивительное, что таких картин множество. Вот и Селигер также неисчерпаемо многолик.
Сегодня немного удивительной крестьянской архитектуры. Каменные деревенские дома еще сохранились в Тверской и Новгородской областях. Стоить такие начали в XIX веке, а сейчас из всех образцов дошедшего до нас зодчества наиболее известным является деревня Заплавье. По крайней мере, большая часть источников, которые мне удалось найти, ссылалась именно на нее, однако, информации катастрофически мало.
В деревнях Пески, Ляпино и Жар (фото в галерее ниже, листайте →), скучившихся на восточном берегу напротив Ниловой пустыни, дома с колоннами присутствуют во множестве. Как правило, первый этаж – каменный, а второй полуэтаж (чердак или мансарда) – деревянный. Есть и полностью кирпичные дома, есть и дома с пристройками из дерева. На рубеже XX–XXI веков здания обзавелись новыми архитектурными элементами – пластиковыми окнами, железными дверьми и спутниковыми тарелками.
Существует версия, что лес, несмотря на достаточное его количество, из-за высокой своей стоимости шел только на продажу, а крестьяне лепили дешевые самодельные кирпичи для своих домов. Есть и другая версия, сейчас бы ее назвали визуализацией желаемого будущего, но тогда люди были проще и бесхитростно желали построить себе дома красивые, как у помещиков, как в городе. Есть и третья версия, объединяющая в себе эти две.
Из этого крестьянского рая, с прекрасного пляжа деревни Пески, мы отправились на остров Хачин. Никакого мотора, только хардкор, только вёсла. В прямом смысле «без руля и без ветрил».
Хачин, даром, что остров... Место облюбованное туристами больше, чем «материковое» побережье озера. Есть во взрослых людях это детское желание построить дом на дереве, запечь картошку в золе или сбежать на остров. По берегам озера все удобные для причаливания места забиты стоянками с веселыми туристами. Ну что ж, пойдем в своих детских желаниях еще дальше – нас ждет озеро внутри озера и добраться до него не так-то просто.
На острове с десяток внутренних озёр. В озеро Щучье ведет узкая протока из больших вод Селигера. А вход в протоку надежно спрятан за маленьким островком Тищенко и высокими травами. Протока неглубокая, местами лодку приходилось проводить.
Если верить карте, то и дальше по протоке можно пройти в озеро Платичье, а затем, в крохотное озерцо Остреченье. Но мне хватило красот Щучьего и одной протоки. Рыбалка была без особенностей, здесь у меня, как и везде на Селигере рыба весело клевала, но совсем не ловилась. Наверно, рыбак из меня никакой. Ну да и ладно. Главное не победа, главное участие. Тем более, что трех крошечных карасиков, потерявшихся на большой сковородке, я все же пожарила.
Жизнь бурлит на Селигере, но здесь на озере, которое внутри острова, который внутри озера время, увы, не останавливается, но хоть немного замедляется. Особенно вечером. Особенно теплым вечером окунаешься в это приятное ощущение своей малости, незначительности. Уж сколько людей видело это озеро, сколько страстей, горений и устремлений их, а все осталось таким же. Все не важно. Озеро всех пережило и нас переживет и останется прежним навсегда.
Ну, а утром – навстречу новым приключениям. Сзади, по левому борту осталась Кравотынь, впереди – Нилова пустынь, но до нее еще грести и грести. Сначала на байдарке, а потом на машине времени. Посмотрим, как менялся монастырь с 2000 по 2020 год.
3–5.07.2020
Благодарю Дмитрия за фото к этой статье. Другие публикации об окрестностях озера читайте в подборке «Вокруг Селигера».