“В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой». Это сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него, ибо ещё не было на них Духа Святого, потому что Иисус ещё не был прославлен” (Ин. 7:37–39).
Стих 37. После выхода приказа о Его аресте Иисус, очевидно, ещё какое-то время продолжал учить в храме. Когда торжества практически закончились, Он обратился к Своим слушателям с страстным призывом. Поскольку восьмой день ассоциировался с семидневным праздником, не ясно, является ли последний великий день праздника седьмым или восьмым днём. В пользу седьмого дня говорит Втор. 16:13, где сказано: «Праздник кущей совершай у себя семь дней». Судя по всему, церемонии с использованием воды и огней после этого дня уже не проводились (Мишна, Сукка, 4.1, 9–10). Так как праздник длился семь дней, вряд ли восьмой день назвали бы «последним». Тем не менее, вероятность восьмого дня также нельзя исключать, поскольку в Писаниях сказано о том, что празднование могло продолжаться и в восьмой день (Лев. 23:36, 39; Чис. 29:35). Очевидно, восьмой день был особенным, вроде субботы, в который полагалось отдыхать и запрещалось выполнять какую-либо работу; а также в этот день делали особые жертвоприношения. Кроме того, исторические свидетельства подтверждают, что восьмой день был настолько тесно связан с семидневными торжествами, что праздник фактически считался восьмидневным (Иосиф Флавий, Иудейские древности, 3.10.4 [244–47]; см. 2 Книга Маккавейская 10:6). Восьмой день был последним праздничным днём в еврейском году, и потому назывался «последним, великим днём праздника».
Праздник Кущей был праздником благодарения и освящения. Люди благодарили Бога за дарованный Им дождь, без которого урожай зерновых был бы невозможен (см. Зах. 14:16–19). Ещё один отрывок, имеющий отношение к этому празднику, находится в Ис. 12:3: «И в радости будете черпать воду из источников спасения». И хотя непосредственно о церемонии черпанья воды в Ветхом завете не упоминается, она уходит своими корнями вглубь истории задолго до Христа. Церемония благодарения представляла собой ритуал, во время которого священник утром наполнял золотой кувшин водой из пруда Силоам и приносил в храм, чтобы вылить эту воду на подножие алтаря. По дороге к пруду его сопровождали радостные крики собравшегося народа, прославляющего Господа. Затем дули в шофар (бараний рог) и играли на флейтах (Мишна, Сукка, 4.9—5.1). У раввинов была поговорка: «Тот, кто не видел радости при черпании воды, никогда не видел настоящей радости в своей жизни» (Талмуд, Сукка, 51; см. Мишна, Сукка, 5.1). В течение этой недели иудеи читали Халель (Пс. 112—117), а левиты пели и играли на музыкальных инструментах в храме (Мишна, Сукка, 4.8; 5.4).
В последний день праздника Иисус «стоял и возгласил». Подобно другим учителям того времени, Иисус во время научения сидел; но, чтобы подчеркнуть особую важность того, что Он собирался сказать, Он встал и громко воскликнул: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей». Судя по всему, в тот день уже не было никаких церемоний, поэтому слова Иисуса прозвучали так впечатляюще. В тот день уже не изливали никакой физической воды; но Иисус сделал доступной каждому духовную, дающую жизнь воду. За несколько столетий до этого Исаия призывал: «Жаждущие! Идите все к водам» (Ис. 55:1).
В этот знаменательный день Иисус лично пригласил людей прийти к Нему, чтобы получить воду, которая даёт жизнь. Кайл Йетс пишет:
«Как драматично! Во время духовного голода Он сказал: Я есть хлеб жизни. А теперь, обращаясь к изнемогающим от духовной жажды, Он заявил, что Он есть вода жизни, которая утоляет, исцеляет и спасает навсегда. Он произнёс это не как тихий учитель, но как вестник».
Больше о Празднике кущей в Евангелии от Иоанна говориться не будет. Это был «заключительный акт» праздника, во время которого «Иисус символически исполнил его предназначение и отменил за ненадобностью» (Брайант и Краузе).
Стих 38. По этому великому случаю Иисус сказал: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой». Этот стих представляет собой интерпретационную проблему с точки зрения пунктуации и источника, на который ссылается Иисус.
(1) В этом предложении возможны, как минимум, два варианта пунктуации. Согласно общепринятой традиции, в конце 7:37 стоит точка, что нашло своё отражение в большинстве версий. В таком случае, логично считать, что «реки воды живой» в 7:38 текут из верующего, то есть, из «самой сущности» или «чрева» верующего. И второй вариант: если после 7:37 отсутствует точка, тогда «реки воды живой» должны течь из Христа. Подобное толкование отражено в переводе Ф. Брюса: «Если кто жаждет, пусть приходит ко Мне; и пусть пьёт верующий в Меня». Точно так же трактует этот отрывок и Рэймонд Браун, который пишет: «Однако теперь Иисус говорит, что эти реки живой воды потекут из Его собственного тела, того тела, которое является новым храмом [2:21]».
Хотя однозначно утверждать, какой из вариантов является правильным сложно, есть некоторые основания полагать, что первое прочтение более предпочтительно. Во-первых, его поддерживают текстуальные свидетельства, наряду с авторитетным папирусом P66. Во-вторых, его разделяет большинство отцов церкви, а также современных критических изданий Греческого Нового завета и современных переводов, включая Синодальный Перевод (см. Современный Перевод, Международное Библейское Общество, Новый Русский Перевод). В-третьих, слова Иисуса о жажде относятся к тому, что Он говорил о том, кто пьёт, а не том, кто верит. Духовная жажда определяет сущность человека ещё до того, как он обращается к Иисусу, а затем уже вера утоляет его жажду. Ответом на приглашение Иисуса «прийти к [Нему] и пить» является вера в Него. Приглашать пить уже уверовавших было бы излишним. В-четвёртых, в Евангелии от Иоанна слова «кто верует в Меня» (хо пистеуон) в 7:38, а также в более чем сорока других случаях их использования в этой книге, всегда стоят в начале предложения, и никогда не являются частью предыдущего придаточного условия (как того требует альтернативное прочтение). И, наконец, фраза «Это сказал Он», как в 7:39, типично открывает последующие слова Иисуса, а не кого-либо иного. Поскольку в 7:38 говорил Иисус, фраза «из чрева» не может относиться к Нему, но к кому-то другому; и единственно возможным кандидатурой является тот, «кто верует в Меня».
(2) Какой отрывок из Ветхозаветных Писаний имел в виду Иисус, говоря: «Из чрева потекут реки воды живой»? Все попытки найти эти слова в Ветхом завете, используя любое из альтернативных прочтений, оказываются безуспешными. Пожалуй, лучше всего эту проблему прокомментировал Б. Уесткотт: «Эта ссылка относится не к какому-то отдельному отрывку, но к общей тональности таких отрывков, как [Ис. 58:11; Зах. 14:8], взятых в связи с изначальным образом [Исх. 17:6; Чис. 20:11]». Кроме этих отрывков можно привести и другие, которые подходят под обстоятельства праздника; но и этих достаточно для подтверждения слов Иисуса.
Что же в таком случае имел в виду Иисус в 7:37, 38? Он приглашает жаждущую душу испить воды. Для этого необходимо поверить в Него, что в свою очередь невозможно без смиренного послушания Его воле во всех отношениях, начиная с признания его Христом, Мессией. Лишь сделав всё это, человек может утолить свою духовную жажду, которую ничто не может удовлетворить на физическом уровне. Тот, кто покоряется воле Иисуса, в ответ получит такое изобилие, которое можно описать как «реки воды живой» (согласно 7:39, речь идёт о Святом Духе). Эти благословения имеют внешние проявления, поскольку их можно передавать другим, как пророчествовал Исаия в 58:11: «И ты будешь, как напоённый водой сад и как источник, которого воды никогда не иссякают». По мнению Гая Вудса, это означает, что «те, кто пьют живую воду, данную им Христом, сами становятся источниками благословения для других». Возможно, именно эта мысль подразумевается в 4:14, где сказано, что вода живая, которую получает верующий, становится «источником воды, текущей в жизнь вечную». Жизнь, наполненная Духом, является обильной жизнью, той жизнью, которую Бог использует, чтобы через неё благословлять других. Такое толкование полностью согласуется с пониманием Иисуса как главного источника живой воды (Святого Духа) и что верующий, получая благословения, сам начинает благословлять других.
Стих 39. Затем Иоанн объяснил, что живая вода, обещанная Иисусом, это Святой Дух, который даётся верующим в Него. Однако в то время «ещё не было на них Духа, потому что Иисус ещё не был прославлен». Первая часть этого стиха представляет собой сложность, потому что ничто в оригинальном тексте не согласуется грамматически с глаголом «дан» (Международное Библейское Общество) или «дарован» (Современный Перевод). Поэтому перевод «не было Духа» является буквальным. Конечно же, Иоанн не имел в виду, что в то время Дух ещё не существовал, поскольку Он был всегда. Дух действовал на протяжении всего Ветхого завета и был уже активным в евангелиях (см. 1:32). Иоанн писал о том, что Духа ещё не было в том смысле, о котором говорил Иисус, то есть, как дара верующим. Этот стих предвосхищает события дня Пятидесятницы, когда Дух, во исполнение пророчества Иоиля, обильно излился на апостолов и был дан уверовавшим и покорившимся благой вести (Деян. 2:38, 39; см. 5:32; Гал. 4:6).
Дар Святого Духа был частью миссии Иисуса. Духа нельзя было дать до того, как Иисус был прославлен. Это первое из нескольких упоминаний о прославлении Иисуса, которое началось с распятием. То, что среди людей считалось позором и бесчестьем, было славой для Иисуса, ибо план искупления человечества исполнялся лишь с Его прославлением. Это прославление достигло своей кульминации после Его смерти, погребения, воскресения и вознесения к Отцу, когда Он «был вознесён десницей Божией» (Деян. 2:33). Когда искупительная миссия Иисуса была завершена, Дух сошёл на апостолов и был дан каждому, кто покорился Иисусу. Этот же самый дар обещан каждому послушному верующему и сегодня.