Если вы хоть в какой-то мере выполняете эти 10 пунктов – вы настоящий хороший родитель и вам не в чем себя упрекнуть.
Итак, что делают хорошие родители:*
- Следят за развитием. Один из самых популярных вопросов начиная с беременности: скажите, это нормально?
- Следят за питанием ребенка.
- Следят, чтобы одежда чистая, чтобы посещал садик, школу, сделал домашку, собрал портфель, прививки по календарю и т.д.
- Учат правилам безопасности.
- Прививают хорошие манеры и моральные нормы: что такое хорошо, что такое плохо, не горбись, не чавкай, поздоровайся.
- Руководят, поучают, указывают как надо и как не надо, туда ходи, туда не ходи, то делай, а этого не делай.
- Защищают: разруливают конфликты в садике, во дворе и школе.
- Контролируют экранное время.
- Задвигают свои потребности ради потребностей ребенка
а) при устройстве на работу учитывают интересы ребенка
(месторасположение, пробки, как возить в школу, удобный график
работы, больничные с ребенком).
б) посещают родительские собрания.
в) возят на кружки-секции-доп.занятия-репетиторы. И платят,
платят, платят.
г) удовлетворяют психологические потребности ребенка,
интересуются его состоянием, а не только сыт-обут-одет. Самые
умные знают слова привязанность, контейнирование, фрустрация,
альфа-родительство.
10. Короче, всячески оберегают от капитализма трудностей внешнего мира.
Это делают хорошие родители лет до 8-9 ребенка.
*Папам: вы можете называться хорошим отцом, если выполняете что-
то из каждого пункта. Разведены вы или нет – неважно; речь о ваших
отношениях с ребенком. Кстати, надо будет на эту тему написать
отдельную статью.
А лет в 9-11 ребеночек превращается в подростка.
Хамит, ничем не делится, матерится, с кем-то переписывается по ночам, ходит весь такой непонятый и непонятный, ненавидит весь мир, отказывается убираться в комнате, не хочет учиться, купил идиотскую толстовку, парит вейп, питается кириками и дошиком, не моет башку, хочет набить татуху – обычные проявления этого замечательного возраста.
И это хорошая новость, потому что если ребенок не начинает козлить в возрасте 10-14 лет, есть вероятность, что сложности появятся в 17-19, – и будут они такие, что мало никому не покажется. Слишком послушный и удобный ребенок в любом возрасте – тревожный звоночек.
Повторю: трудности с подростком – хороший знак; значит, ребенок развивается нормально. Одновременно это мощный сигнал родителям, что пора сменить парадигму отношений с ребенком. Нужно переходить на новые рельсы.
Парадигма это модель, образец.
Если по многолетней привычке вы исполняете свои обязанности по списку выше – ваш контроль начинает задевать чувство собственного достоинства подростка. Он остро чувствует – контроль для него оскорбителен. Контроль для подростка = отношение как к недоумку. (Как и для взрослого, заметим.)
Вы как будто не замечаете, что сладкого малышика у вас забрало Время и вылупился ершистый, угрюмый, пугающе малознакомый, взрослый почти человек. Ну как человек – хамло хипстерское соевая хрупкая снежинка книг не читает в тикток и ютуб пялится как он жить-то вообще собирается мы ему столько дали а он неблагодарный взрослым себя возомнил
В пубертате должна меняться парадигма отношений. То, что до 8-9 ребенкиных лет делало вас хорошим родителем, в пубертате превращает в скучного старпера.
Карета быстро превращается в тыкву – и это невозможно игнорировать.
Ребенок меняется – родителям пора меняться. Ничего не будет как раньше.
Родительский контроль вредит всем: и подростка делает инфантилом, и родителям вредит. Когда родители контролируют подростка как маленького, это создает диспозицию: каким человеком является родитель, определяется не качествами его личности и поступками, а тем, что делает его ребенок. А каким человеком является ребенок, зависит не от его личности и поступков, а от соответствия ожиданиям родителя. Привет, низкая самооценка, унижение, ненависть и отношения созависимости - и для ребенка и для родителя.
Что делать родителям
- Осознать, что родитель уже не может контролировать подростка. Что выросло, то выросло.
- Выдохнуть и прекратить стараться быть хорошим родителем. Вы уже выполнили свои обязанности. Как смогли, так и выполнили.
- Постепенно давать подростку делать выбор и на своей шкуре чувствовать ответственность. Не мстительно, а с учебной целью. Сначала давать непринципиальные выборы, неглобальные, постепенно повышая уровень. К 16-17 годам родители должны научить ребенка принимать самостоятельные жизненно важные решения и отвечать за них. Это можно сделать, только дав ему наломать дров самому.
- Помнить, что подросток хочет самостоятельности, но она его пугает – он бунтует и просит о помощи одновременно. Поэтому ведет себя вызывающе, провоцирует.
- Заняться собой: учиться регулировать свои вспышки раздражения, учиться управлять своими проявлениями гнева. Учиться понимать, чего хочешь.
- Работать с зависимостью от похвалы или порицания, зависимостью от общественного мнения. Трудности с подростком – сигнал, что есть зависимость от внешних оценок.
**
Я не хочу сказать, что для этого нужно обращаться психологу: можно разобраться во всем и понять самой. Хорошие книги, видео – сегодня информации много. С психологом обычно дешевле, безопаснее и быстрее – ну на то профессионалы и нужны. Это как с краном – можно починить самому, а можно вызвать мастера ))
Вы выбираете. И учите выбирать своего ребенка.
Вторая часть:
Мой канал в телеге https://t.me/psychologus54
Статьи по теме: