Найти в Дзене
МК

Оперу Цемлинского «Царь Кандавл» исполнили в зале Чайковского

В концертном зале имени Чайковского впервые в России прозвучала в концертном исполнении опера австрийского композитора Александра фон Цемлинского «Царь Кандавл». Инициатором российской премьеры выдающегося сочинения стал дирижер Дмитрий Юровский, создавший специальную адаптацию партитуры, которую под его руководством великолепно исполнил Госоркестр имени Светланова и солисты — Михаил Агафонов (тенор), Любовь Стучевская (сопрано), Александр Суханов (баритон), Клим Кудашкин (художественное слово).

    Фото предоставлено пресс-службой Московской филармонии
Фото предоставлено пресс-службой Московской филармонии

Казалось бы, в музыкальной культуре ХХ века не должно остаться «белых пятен». Но, как выясняется, и сегодня мы можем открыть для себя шедевр, ранее неизвестный, не исполняемый, не звучавший. Именно к таким относится партитура оперы «Царь Кандавл», написанная австрийским композитором Александром фон Цемлинским в 1936 году.

Сама по себе фигура Цемлинского весьма интересна. Старший товарищ, наставник, а потом и родственник Арнольда Шенберга (сестра Цемлинского вышла замуж за создателя серийной техники), Цемлинский оказался не только в тени композиторов-авангардистов нововенской школы — Шенберга, Веберна и Берга, но и последнего немецкого романтика Рихарда Штрауса.

Композиторский стиль Цемлинского, пожалуй, ближе всего именно к экспрессионизму Штрауса — да и по годам жизни они близки друг к другу. Впрочем, есть и важное различие: немец Штраус вполне вписался в политическую систему национал-социализма, балансируя между конформизмом и пацифизмом, и умер на девятом десятке у себя на родине, обласканный почестями. Еврей Цемлинский в 1938 году эмигрировал в Америку. Карьера его оборвалась, интереса его творчество за океаном не вызывало. Он умер в Нью-Йорке, бросив писать музыку, всеми забытый.

Оперу «Царь Кандавл» Цемлинский начал писать еще в Вене — завершил работу над клавиром в 1936 году. Прекрасно осознавая суть исторической ситуации, предчувствуя собственную судьбу, композитор вложил в партитуру сильнейшую трагическую эмоцию, невероятный накал страстей, «кинематографический» хоррор, достойный Альфреда Хичкока. Начав работу над оркестровкой, Цемлинский не смог довести ее до конца. Вдова композитора тщетно пыталась найти того, кто смог бы завершить труд. Только в 90-е годы появилась оркестровка британского дирижера и музыковеда Энтони Бомонда. Первая постановка «Кандавла» увидела свет в Гамбурге в 1996 году, спустя 54 года после смерти автора.

В основе сюжета — античный миф, многократно интерпретированный в европейской традиции. Литературным источником для оперы Цемлинского послужила драма французского писателя Андре Жида, написанная в 1901 году. Эпоха модернизма окрасила миф в экспрессивно-эротические цвета, Цемлинский еще больше обострил доходящую до извращения чувственность сюжета, насытив его фрейдистскими мотивами.

Пресыщенный, самовлюбленный нарцисс Кандавл устраивает очередной бессмысленный праздник для своих близких друзей, которым все затеи царя порядочно осточертели. Кандавл придумывает, как ему оживить вечеринку: он предъявляет компании свою жену Ниссию, лица которой до той поры никто не видел. Ниссия ошеломляет гостей красотой. Но Кандавлу этого мало. Обнаружив в поданной на стол рыбе волшебное кольцо, делающее его обладателя невидимым, Кандавл вовлекает в безумную затею рыбака Гигеса. Гигес — настоящий мужчина. На глазах честной компании он, к восторгу присутствующих, убивает изменявшую ему жену, а кроме того, как оказывается, он приятель детства Кандавла. Надев Гигесу кольцо на палец, Кандавл ведет рыбака в спальню, где демонстрирует ему Ниссию по полной программе. Продолжение легко представить: оставшись наедине с царицей, Гигес поступает так, как велит ему гендер, а потом признается во всем Ниссии, уверенный, что его ждет смерть. Но оскорбленная царица принимает иное решение: она велит Гигесу убить Кандавла. Что он и делает, получая царицу и трон. Причем сама Ниссия заявляет, что прятать свое лицо под покрывалом она более не намерена.

История вполне могла бы стать основой крутого триллера с привязкой к сегодняшнему дню: в нем актуально все — от образа жизни скучающих богачей, не знающих, какими еще извращениями себя развлечь, до кровавых убийств и феминистической акции женщины Востока.

    Фото предоставлено пресс-службой Московской филармонии
Фото предоставлено пресс-службой Московской филармонии

Фото предоставлено пресс-службой Московской филармонии

Музыку Цемлинского, которую мы услышали благодаря стараниям Дмитрия Юровского и Госоркестра, смело можно назвать шедевром. Насытив партитуру экспрессией и экстатическим драматизмом, сложными гармониями, хроматизмами, роскошными нонаккордами, аккуратным вкраплением диссонансов, композитор не выходит за рамки прекрасного. Усложняя тональность, обогащая, расширяя ее, порой до предела, он нигде не разрушает тональной системы. То же и в мелодии — она в значительной степени речитативна, что свойственно музыке ХХ века, но, насыщенная выразительными интонациями, остается оперной вокальной мелодией. «Царь Кандавл» — одна из немногих опер ХХ века, которую можно отнести именно к жанру оперы, а не музыкальной драмы, уверенно потеснившей оперный жанр в творчестве Стравинского, Шостаковича, Бриттена и других гениев прошлого столетия.

Три вокально-артистические работы солистов заслуживают оваций. Прекрасная Любовь Стучевская хороша, как ее героиня, — и в пении, и во внешнем облике. Ее восточная женственность, превращающаяся в беспощадный приказ: убей его! — впечатляет. Александр Суханов в партии Гигеса мужествен, благороден, сдержан. И совершенно выдающаяся работа у Михаила Агафонова в заглавной партии. Никаких режиссерских ухищрений, мизансцен, элементов костюма или реквизита не понадобилось артисту, чтобы создать образ человека, разрушающего само понятие нормы. Только великолепный голос, актерская мотивация и фантастическая энергетика.

Рассказчик в исполнении Клима Кудашкина не только расшифровал сюжет, но придал своеобразие драматургии, напомнив аналогичный прием в опере-оратории Стравинского «Царь Эдип». Отказавшись от второстепенных героев и сократив партитуру, Юровский представил московской публике прекрасную презентацию произведения, которое, безусловно, должно быть представлено на сцене в полном объеме.

Подпишитесь на Telegram "МК": еще больше эксклюзивов и видео!

Автор: Екатерина Кретова