- Ну, чего расселась, спрашиваю? Не учили вас в вашем чуркистане место старшим уступать?
Капли ядовитой слюны падают на воротник куртки – вот сейчас кислота разъест тонкую, болоньевую ткань. О, Алла, неужели придётся покупать новую куртку?
- Конечно, бабушка, садитесь, - вскакивает Айша. Ей бы и в голову не пришло перечить старшим. Эта пожилая женщина, вероятно, такого же возраста, как и бабушка Толгонай?
- Вот понаехали-то. Чёрт вас всех несёт в Россию, - ворчит дама, - размещаясь на сиденье, - Сталин вас давил-давил, да не додавил!
И тут у Айши что-то щёлкает внутри. Просто накрывает и язык вдруг сам собой начинает говорить то, что она вовсе и не собиралась:
- За что? За то, что сутки напролёт трудилась, как пчёлка? За это меня давить?
- И за это тоже! – кивает пенсионерка, - вы работу у русских отнимаете! Езжай в свой Таджикистан! Там и работай!
- Я из Киргизии вообще-то.
- Это не имеет значения! Главное не откуда ты! А, что ты делаешь в чужой стране!
- Работаю я! И ни у кого ничего не отнимаю, - возражает Айша, но уже как-то неуверенно и тихо. И проклятые слёзы уже готовы брызнуть из глаз.
- Работаешь ты? Ха-ха-ха! Ты не знаешь, что такое работать. Вот мы работали – да! Мы всё это построили! – кивает пенсионерка на проплывающие за окном здания, - Мы работали, а не вы!
- А вы тут – никто! Запомни это! – пенсионерка явно входит в раж. Бородавка на подбородке трясётся. В глазах появляется какая-то молодцеватость, даже сгорбленные плечи распрямляются, и вся она становится прямой и твёрдой, словно забивающий гвозди молоток.
- Мы построили целую страну! Фабрики, заводы, электричество! Пока вы пасли свои отары в горах! И если бы не мы, так вам бы и остаться в своих юртах! И чем вы нам отплатили за всё добро? Как? Откололись от нас. Такую страну развалили! А теперь едут…работнички, тьфу.
- Но я не разваливала никакой страны, - со слезами в голосе бормочет Айша, - я и родилась то после развала СССР.
- Девушка, не спорьте со старшими, - вмешивается в разговор пожилой дяденька, сидящий напротив, - как Вам не стыдно! Ну и молодёжь пошла!
- А, что им стыд? Едут на всё готовенькое, ещё и рот разевают, - подключается другая женщина лет сорока, в очках.
Айше делается страшно. Все на неё смотрят. Весь автобус, даже подростки вон – перестали смеяться. Прислушиваются. Некоторые уже и смартфоны навели, снимают, предвкушая скандальный кадр. Не хватало ещё стать звездой Ютуба.
«Лучше выйду» - решает Айша, - «подожду другой автобус» Она продвигается к выходу, а в спину ей летит.
- Вали отсюда, чурка!
«Молчи! Молчи! Не отвечай им!» - приказывает себе Айша. Автобус тормозит. Она с облегчением выскальзывает наружу. На свежий воздух!
И тут уж даёт волю слезам, не обращая внимание на прохожих. К счастью, никому нет до неё дела.
- Ваши документы!
Айша поднимает голову. Перед ней не человек, а форма. Сквозь слёзы лицо полицейского расплывается белёсым пятном.
«Никогда не возражай людям в форме!» - всплывает в уме наставление Кадичи. Айша молча достаёт из сумочки паспорт и копии всех документов.
Полицейский лениво шуршит бумагами.
- А чеки?
- Какие чеки?
- Чеки, подтверждающие оплату патента.
Порывшись в сумочке, Айша жалобно признаётся.
- Нету. Нет, так-то они есть! Но не с собой. Дома оставила.
- Дома? Тогда я Вам выпишу предупреждение за нарушение режима.
- Не надо предупреждения… Вот, - Айша протягивает пятисотку, - Возьмите, пожалуйста, а я больше не буду чеки забывать. Честное слово.
Она изо всех сил пытается улыбнуться. Улыбка выходит кривой и некрасивой. К счастью, полицейский не отказывается. Купюра переселяется в его карман.
- Ладно. На первый раз проехали. А ты по-русски хорошо говоришь! - похвалил он.
- Так я ж русская наполовину.
- Да ну?
- Папа с Украины у меня…
- А чё такая чернявая?
- Мама кыргызка.
- Мамка – русская, а папка – юрист, - усмехается страж порядка и уходит не прощаясь.
Ждать следующего автобуса не хочется. Айша решает пройти пару остановок до метро пешком. В воздухе порхают снежинки, постепенно душа успокаивается. О плохом думать не хочется. А хочется ждать чуда! Тем более, когда тебе всего восемнадцать и вся жизнь впереди. Город большой! Людей много! Много плохих, но есть и хорошие! Где-то они есть! Например, пациенты в хосписе - все хорошие!
Сверкают витрины, машины, застрявшие в пробках, возмущённо гудят. Прохожие спешат по своим делам. И всё-таки, как же здорово быть частью этого города! Такого большого! Раз в десять больше Бишкека?
Ведь не только ради заработка она здесь! Тут что-то другое. Какая-то сила притягивает сюда людей. Может где-то в недрах города запрятан огромный магнит?
В школе учитель астрономии рассказывал про Закон Всемирного тяготения. В космосе все мелкие частицы притягиваются – так образуются планеты. Большие и малые. Планеты в свою очередь притягиваются к звёздам, типа Солнца и потому не разлетаются по космическому пространству, а вращаются на своих орбитах строго вокруг главной звезды. Всевышний всё устроил мудро.
Так и люди стягиваются в большие города? И она, Айша одна из миллионов шагает по городской улице. И пусть некоторые считают её здесь чужой. Пусть. От этого ничего ведь не изменится.
В тот вечер Айша возвращается домой позже обычного. Ужасно хочется спать. Есть тоже хочется, но потребность во сне сильнее. На кухне горит свет. Слышен незнакомый мужской голос. Наверное, Кадича кого –то привела? Такое случается. Ничего особенного. Айша не будет осуждать подругу. Уж это точно.
(Продолжение следует) - здесь!
Иллюстрация - Советский художник Биткин Евгений Петрович «Дорога»
Начало истории - тут! 2 глава, 3 глава, 4 глава, 5 глава,
Спасибо за внимание, уважаемый читатель!