Найти в Дзене

В чём же был неправ Резун

Никуда нам от Резуна-Суворова не деться, наследил он в светлой горнице нашей истории так, что следы не смываются даже самым разрекламированным моющим средством.

Удивительно, но с адептами его «учения» приходится сталкиваться регулярно, что ведёт к осознанию их многочисленности. Но, что поделать, хорошо человек пишет, слогом владеет мастерски, убеждать умеет. И реклама хорошая, а более нынче ничего не надо, чтобы стать известным.

Споры поклонников Резуна под моими статьями возникают с завидной регулярностью, так что иногда приходится и отвечать. Однако, писать комментарии — дело не самое разумное, хотя бы потому, что их читает ничтожный процент людей. Потому лучше всё, что хотелось бы ответить, изложить в отдельной статье. Что я, собственно, и делаю.

Что хочется сказать? По поводу основного постулата о том, что Сталин собирался напасть на Гитлера, Германию, Европу и весь мир по большому счёту.

Как вы помните, вся заваруха началась с утверждения Резуна о том, что Красная Армия в 1941 году готовилась нанести удар по Вермахту сама. Не дожидаясь нападения немцев, и лишь чуток с этим опоздала. Сделал такой вывод Резун-Суворов на основании дислокации советских войск и некоторых небольших фактов. Правда, к этому он приплёл массу совершенно нелепых домыслов, которые заставили многих усомниться в его военной и исторической грамотности.

Надо сказать, что никаких открытий Резун не сделал. О том, что советские группировки имели наступательную направленность и примерные планы Красной Армии, на основании открытых фактов, были понятны всем, кто этим вопросом занимался. И давно. Другое дело, что говорить об этом вслух в нашей стране стало возможно лишь в 90-е, ну может чуть раньше. Вещать же из Лондона или ещё из каких дальних краёв можно было что угодно.

Возможно, тогда было сложно сделать какие-то другие выводы — информации было мало, документов почти никаких. Лет много очень уже прошло, сейчас полностью картину как-то не восстановить. Но сейчас опубликовано достаточно документов, которые позволяют понять и увидеть весь ход событий, в том числе и тех, что не случились, но планировались.

И чтобы ответить «резунистам» можно как раз и вернуться к тому, на основании чего Резун и делал выводы. А именно расположение советских войск. Надо взять какую-нибудь карту для наглядности. Первая попалось вот эта:

-2

Итак, что можно увидеть сходу из того, что увидел Резун и многие другие люди до него и после.

Трудно не увидеть, что советские войска расположены в нескольких ударных группировках. Это 6-я, 26-я и 12-я армии Юго-Западного фронта, а также 10-я и 13-я армии Западного. Задача 3-й армии, а также 4-й, 5-й и 20-й армии двоякая. Они принимают участие в наступлении, но на них же возлагается и прикрытие границы от удара Вермахта. О том, что немцы могут нас опередить, в Генштабе знали и готовились к такому варианту. Но не предусмотрели, что немцы просто сомнут наши войска. Тем более, что 20-я армия просто не успела прибыть на границу.

Итак, с этим поспорить невозможно. Но эта дислокация войск и разрушает утверждение Резуна. Поскольку она построена исходя из того, что немцы готовятся напасть первыми. Ведь задача Красной Армии не просто перейти границу и куда-то наступать. Задача в том, чтобы разгромить вполне конкретные немецкие группировки, сосредоточенные для удара по нам. То есть, де-факто, Советский Союз лишь отвечает на агрессию, а не сам нападает. Кто-то заявит, что дескать немцы лишь тоже собирались напасть, потому и план такой получился.

Но давайте посмотрим план на 1940 год. Он предусматривает тоже самое. При этом никаких немецких войск у наших границ нет, ещё и план «Барбаросса» писать не начали. Понятно, что нашему Генштабу немецкие планы не особо нужны. Любая европейская армия, хоть германская, хоть польская, хоть португальская, будет наносить удары с Гродненского и Люблинского выступов. Исходя из этого в Генштабе и строили простой и логичный план. Суть которого в том, что как только супостаты расположат свои войска на этих выступах для удара по нашей территории, мы сами с Белостокского и Львовского выступов ударим по ним. А далее всё как в кино «Если завтра война», на чужой территории и, может быть даже, не очень большой кровью.

Весь «недостаток» всех советских планов, что они предусматривали лишь ответ на действия врага. То есть первыми должны были начать не мы.

Если бы Красная Армия строила планы нападения на Германию (я не говорю, что таких планов не было, просто их пока никто не видел), то зачем, например, нам основные силы направлять на район Люблина? Что там такого интересного? Забудьте про 41-й год, смотрим 40-й. Если мы хотим напасть на Германию, нанести ей внезапный удар, да ещё и как можно сильнее с самого начала, то нам надо основные силы расположить в районе Белостока. Три-четыре ударные армии с полутора-двумя тысячами танков каждая, и это минимум. И сразу через Варшаву на Берлин. Немногим меньше на Данциг, отрезая Восточную Пруссию от остальной части Германии. Ещё парой армий штурмовать всё ту же Пруссию.

Кто-нибудь видел такое размещение советских войск? Такие планы были? Я не видел. В 1940 году, когда немцы были далеко от наших границ, мы почему-то подобного плана не видим, а видим лишь планируемый опережающий удар в случае появления у наших границ сил противника.

Больше, собственно, и добавить нечего. И так слишком много уделил времени Резуну и его поклонникам.

Но если вы не устали от него, предложу вас свою статью:

Ошибка Резуна-Суворова, которую никто не заметил