Друзья, всём привет! С Вами Артём Талицкий, канал Artal School. В прошлой статье я рассказывал, как правильно ставить руки.
Кто её ещё не читал, обязательно посмотрите. Потому что без понимания предыдущей статьи трудно будет усвоить сегодняшнюю:
А в этом выпуске я хочу завершить данную тему. Мы рассмотрим специальные упражнения, которые помогут нам в постановке. Будет пять на правую руку и три на левую.
Каждое из этих упражнений, во-первых, я советую играть в очень медленном темпе, чтобы успевать проконтролировать все поставленные задачи, а во-вторых, лучше двигаться строго по порядку: от первого к последнему.
Это особенно важно, если вы только начинаете изучать гитару. А когда уже немного освоитесь, то можете тренировать их как захотите.
Итак, начнём с правой руки. Ранее мы уже затрагивали одно специальное упражнение на ощущение веса. Кладём гитару горизонтально на ноги и переносим руку также на струны: шестую, третью, вторую и первую. В таком положении проще ощутить её вес. Затем мы начинаем немного продавливать струны вниз, как бы покачиваясь на них.
И именно с этого упражнения желательно начать. Более подробно в предыдущей статье.
После того, как мы прочувствовали вес, переходим ко второму. Для этого нам нужно поставить правую руку в базовую позицию. Это такое положение, где большой палец располагается на шестой струне, указательный на третьей, средний на второй и безымянный на первой.
Почему я называю еë базовой? Дело в том, что чаще всего при игре на гитаре, пальцы ставятся именно таким образом - большой отвечает за басовые ноты, то есть играет по шестой, пятой, и четвертой струне. А указательный, средний и безымянный извлекают звуки каждый на своей. Обычно на третьей, второй и первой соответственно.
Такую концепцию можно заметить, например, при игре аккордов или арпеджио, и ещё во многих других моментах.
Конечно, это происходит не всегда, и бывает много исключений, когда положение руки и пальцев постоянно меняется, но чаще всего именно эта позиция остаётся самой оптимальной и удобной, поэтому и считается базовой.
После того, как мы поставили пальцы на соответствующие струны, начинаем играть большим по шестой четыре раза (при этом обязательно помогаем себе счётом "раз, два, три, четыре"). В этом упражнении работает только один палец, остальные опираются на струны.
Почему только три пальца создают опору, а мизинец не участвует, а также как профессионально обозначаются пальцы на руках гитариста, вы можете узнать в моей статье здесь:
Возвращаемся к упражнению, в процессе игры нужно следить за тем, чтобы большой палец двигался крестом к указательному.
Это нужно для того, чтобы у него с указательным пальцем при игре сохранялись индивидуальные траектории движения, которые не будут пересекаться. Большой палец должен двигаться с внешней стороны к остальным, как при правильном сжатии руки в кулак.
Так вот после того, как мы сыграли по шестой струне четыре раза, точно также повторяем по пятой (раз, два, три, четыре)
и четвертой (раз, два, три, четыре).
При этом важно, чтобы запястье оставалось ровным, и рука не дёргалась вверх.
Палец движется в гитару, в ладонь. Только так можно получить плотный и красивый звук.
Это упражнение поможет освоить правильные звукоизвлечение большого пальца, а также уберёт лишние дерганья в запястье.
Советую поиграть его несколько раз, пока не почувствуете, что палец движется строго спереди указательного, особенно, когда играете по четвертой струне, а также пока кисть не станет достаточно устойчивой.
Следующее - третье - упражнение будет касаться уже каждого рабочего пальца правой руки. Мы аналогично ставим руку в базовую позицию. Но теперь приподнимаем указательный, средний и безымянный со струн, то есть оставляем вес руки исключительно на большом пальце. Это будет наше изначальное положение.
И теперь также на счёт до четырех начинаем дёргать струны по очереди, сначала большим по шестой, потом указательным по третьей, средним по второй и безымянным по первой.
Здесь важно помнить, что вес руки с одного пальца мы обязательно переносим на следующий, который будет играть.
То есть по очереди распределяем его на каждый активный палец.
Звукоизвлечение идёт вглубь ладони, но не до конца, как будто мы хотим сжать в руке упругий мячик в кулак, и он не даёт нам этого сделать.
Также важно при переносе веса, почувствовать сначала прикосновение пальца со струной (микрозадержку), и только потом уже запустить само движение.
Момент микрозадержки, который мы - гитаристы - называем подготовкой, можно также обозначить фиксацией - и об этом я ещë буду очень подробно рассказывать в отдельном материале.
Так вот, таким образом, мы сначала играем большим пальцем по шестой струне, затем переносим вес руки на указательный, фиксируем его, и уже после извлекаем звук. Аналогично проделываем процедуру со средним и безымянным пальцем.
Потом переносим большой на пятую струну (фиксируем), и играем по очереди каждым пальцем до первой,
затем на четвертую - и тоже проходим полный круг.
В конце можно вернуться на пятую струну и завершить на шестой.
Здесь важно не забывать про ритм, лучше считать вслух до четырех (раз, два, три, четыре). И также контролировать ровность запястья.
Это упражнение следует поиграть до тех пор, пока не почувствуете лёгкость в руке, и кисть станет неподвижной. Как можно заметить, оно уже комбинирует в себе движение большого пальца и остальных.
Четвёртое упражнение на постановку правой руки, которое я рекомендую, очень схоже с предыдущим - оно просто немного дополняет его.
Всё происходит точно также - мы играем по очереди пальцами, по тем же струнам, также перемещая вес руки, ощущая подготовку, следим за неподвижностью запястья, только добавляем к движению вниз от шестой до первой струны ещë обратное движение.
То есть, после того как мы сыграли шесть, три, два, один идём обратно – два, три
и, внимание - пять. То есть просто меняем бас, не повторяем шестую.
И далее играем также три, два, один, два, три
и, внимание, меняется бас на четыре.
Затем снова три, два, один, два, три,
и теперь уже можно вернуться обратно на пятую струну, пройти весь цикл, и в конце на шестую, замкнуть круг.
Здесь тоже важно считать вместе с игрой, в данном случае до шести (раз, два, три, четыре, пять, шесть).
Как можно заметить, что в этом упражнении, что в предыдущем, струны меняет только большой палец. А указательный, средний и безымянный играют строго по своим, третьей, второй и первой.
Это базовый принцип игры арпеджио (или как его ещë называют по простому "перебор"). Как раз мы только что сыграли один из самых популярных переборов.
И последнее упражнение, которое поможет нам с правой рукой, включает в себя тренировку небольших аккордов.
Созвучие из трех или более нот, звучащих одновременно, называют аккордом. Но об этом более подробно в другой раз.
Так вот, мы также ставим пальцы в базовую позицию на шестую, третью, вторую и первую струну. Но теперь будем играть их месте, то есть аккордом. При этом всё принципы работы правой руки стараемся сохранить.
Большой палец играет крестом к указательному (вперёд), все остальные движутся в ладонь в гитару, ощущается фиксация (подготовка) перед звукоизвлечением, кисть остаётся неподвижной и так далее. Всё, о чем говорили выше, здесь важно контролировать.
После того, как сыграли, меняем бас на пятый, и также дёргаем струны вместе, но уже пятую, третью, вторую и первую.
Потом четвертую, третью, вторую и первую,
и обратно пятую, третью, вторую, первую,
шестую, третью, вторую, первую.
В данном случае мы движемся большим пальцем к остальным и обратно, где указательный, средний и безымянный играют строго по своим струнам.
А теперь сделаем тоже самое, только наоборот. Большой палец будет всегда играть по шестой струне, а указательный, средний и безымянный сначала по третьей, второй и первой,
потом по четвертой, третьей, второй
и по пятой, четвертой, третьей,
а в конце можно вернуться обратно до третьей, второй и первой.
Здесь уже начинает меняться базовая позиция руки, но принцип движений остаётся прежним.
Про правую руку я рассказал, теперь можно переходить к другой.
Первое упражнение для левой руки выглядит следующим образом: мы прижимаем указательным пальцем первый лад на шестой струне, средним второй, безымянным третий и мизинцем четвертый.
А большой будет создавать опору, зажимая гриф с обратной стороны.
Зажимать струны нужно серединой подушечки пальцев, желательно ближе к концу лада, рядом с порожком,
но на сам порожек залазить нельзя (получится некрасивый звук).
Также можно ставить пальцы на середину.
Главное, не прижимайте струны в левой части лада - из-за этого может появиться треск.
А большой располагается примерно посередине грифа с обратной стороны.
Теперь что касается самого упражнения, когда мы прижали первый лад, большой палец правой руки начинает извлекать звук, то есть играем шестую струну. Для этого нужно поставить руку в уже хорошо знакомую базовую позицию.
И после того, как мы сыграли первую ноту, дёргаем открытую шестую струну, одновременно приподнимая и расслабляя в левой руке указательный палец.
Далее на втором ладу проделываем всё тоже самое - играем звук, а затем отпускаем палец, чтобы прозвучала открытая струна.
И точно также с безымянным пальцем на третьем ладу и мизинцем на четвертом.
Потом переходим на пятую струну - играем аналогичным образом, и на четвертую. В конце можно вернуться обратно на пятую и уже на шестой замкнуть круг.
Прижимать лады старайтесь без излишнего давления, помните, что на правую руку приходится около семидесяти процентов энергии и около тридцати процентов отдаётся другой. А когда играете открытую струну, не забывайте про расслабление, и также не теряйте соприкосновение большого пальца с грифом.
Это упражнение хорошо показывает принцип позиционной игры в левой руке, где каждый палец располагается на своём ладу. В данном случае можно назвать это первой позицией, и если, например, сместить руку вправо на один лад, то это уже будет вторая позиция.
То есть мы ориентируемся по указательному пальцу. На каком он ладу, значит название позиции будет тем же. Если на третьем, то третья, если на пятом, то пятая и так далее.
Кстати, совсем не обязательно, чтобы каждый палец располагался строго на определённом ладу. Может быть, например, такая ситуация - и это тоже можно назвать первой позицией.
Но чаще всего классическая позиционная игра подразумевает собой расположение пальцев именно на отдельных ладах.
Так вот в этом упражнении как раз и используется принцип классической позиции.
Детям с маленькими руками и всем, кому ещё пока сложно играть это упражнение в первой позиции, я советую попробовать с пятой, потому что здесь лады немного поуже, соответственно и прижимать гриф будет легче.
Также очень важно следить за положением большого пальца с обратной стороны грифа, он должен оставаться в одном положении, располагаясь примерно на середине по высоте и ориентировочно между средним и безымянным пальцем по горизонтали.
Большой палец при игре создаёт противовес напротив среднего. Можно даже чуть правее, то есть между средним и безымянным. И при передвижении кисти по разным позициям он будет перемещаться соответственно. Теперь поговорим про положение большого пальца по высоте. Он должен располагаться примерно на середине грифа с обратной стороны.
Второе упражнение я подробно раскрывал в предыдущей статье. Левой рукой мы висим на пальцах, цепляясь за гриф, как будто за ветку, именно таким образом, не захватывая сверху.
Просто поймайте ощущение естественного веса, без излишнего давления вниз, и покачайте немного рукой влево-вправо, чтобы лучше почувствовать это. Как видите здесь также важно поймать ощущение веса, как и в правой.
И последнее упражнение, которое я сегодня покажу, поможет закрепить нужную позицию большого пальца.
Для этого прижимаем пальцы также, как и в первом упражнении, только вместе, то есть на первом, втором, третьем и четвертом ладах на шестой струне.
И затем переносим их в таком же порядке на первую струну. Это движение нужно повторить несколько раз.
При этом важно сохранять небольшое пространством между ладонью и грифом, а также за следить за неподвижностью большого пальца с обратной стороны, чтобы не было диких скачков.
Это упражнение также поможет левой руке встать в оптимальную игровую позицию.
Вот теперь, я думаю, мы поставили точку в понимании правильной постановки рук. Надеюсь, два плотных ролика, этот и предыдущий, окончательно помогут разобраться в данном вопросе.
Было много упражнений, и конечно же, их не нужно проходить все за один раз. Для начала я советую хорошо освоить одно, и только после переходить к следующему.
Также важно работать над ними именно в том порядке, который был сегодня, потому что каждое последующее упражнение цепляется за предыдущее.
Если мы начнём форсировать события и проигрывать их все быстро, то можно только усугубить ситуацию, неправильно закрепив положение рук.
Это же относится и к темпу в самих упражнениях - играйте их очень медленно, стараясь прочувствовать каждое движение. Также не забудьте прочесть мою прошлую статью, чтобы ничего не упустить.
Вот теперь на этом всё.
Также хочу напомнить, что Вы можете записаться ко мне на индивидуальные занятия - пишите нам на WhatsApp +7-985-152-76-91.
Для благодарностей и поддержки :)
Сбербанк по номеру карты: 5469 3801 2658 3722
Сбербанк по номеру телефона: +7-985-152-76-91
"Каждый может научиться классно играть на гитаре, нужно только начать!" - помните об этом. С вами был Артем Талицкий, канал Artal School.