Найти в Дзене
Свободная школа

Травля в классе - сложный разговор. Гл. 49. Виновата ли учительница? Разбираем.

Иногда темы мне подсказывают читатели, которые пишут комментарии. И я им за это очень благодарна. Например, после предыдущей статьи было обсуждение, стоит ли жаловаться директору на учительницу, из-за которой, а точнее, из-за её истошного крика, моя дочь Аня повредила себе ногу.

Коротко для тех, кто не читал. Утро. Дети только заходят в школу. Восьмиклассники сидели на скамеечке и переобувались. К ним подошла учительница и внезапно начала кричать, чтобы они освободили скамейку, потому что эта скамейка предназначена для детей из начальной школы. От неожиданности Аня встала и подвернула ногу. Нога опухла, и Аня не могла ходить. Всё кончилось "Скорой", которая увезла Аню прямо из школы в травмпункт.

И вот возникает вопрос: нужно ли жаловаться на эту учительницу директору или нет? Виновна ли она?

Будем рассуждать.

С одной стороны, у учительницы не было цели нанести травму ученице. Это, скорее, был несчастный случай. Неожиданное последствие её крика.

С другой стороны, такое поведение учительницы недопустимо. Даже если никто физически не пострадает от её крика, всё равно это психологическое насилие.

С одной стороны, учительница была права - это скамейка действительно предназначалась для учеников начальной школы.

С другой стороны, можно было сообщить об этом восьмиклассникам вежливее и спокойнее. И дать больше времени собраться. Не на одной ноге же прыгать!

А может, это Аня виновата? Нет, не в том, что села на чужую скамеечку, а в том, что резко встала. Надо было плевать на учительницу и спокойно продолжать переобуваться, а учительница пусть хоть оборётся до хрипоты и сорвёт голосовые связки! (вот за это предложение, чувствую, мне поставят больше всего лайков).

Так жаловаться или нет? Виновата ли учительница в травме Ани?

***

При всём примитивном, как кажется на первый взгляд, сценарии, не так всё просто. Это как раз тот случай, когда можно столкнуться с подменой темы. Мы будем говорить о том, что учительница в грубой форме потребовала освободить скамейку для учеников младшей школы, а нам будут отвечать, что учительница абсолютно права, поскольку эта скамейка действительно предназначена для малышей. В конце концов, они докажут, что, скажем, моя Аня не жертва, а агрессор. Именно она незаконно заняла чужую скамейку, тем самым ставя под угрозу малышей, которые могут без скамейки упасть, пораниться, разбить голову и т. д. Во всём виновата Аня! А учительница, добрая душа, просто бросилась на помощь малышам!

Поэтому, чтобы вас не обманули и не подсунули другую тему разговора, надо сразу разделить эти две темы. Первая тема - кому принадлежит скамейка. Вторая тема - хамство учительницы. Да, учительница права насчёт скамейки, однако сказала это детям в недопустимом, агрессивном виде. Учительница вела себя оскорбительно, проявила неуважение к восьмиклассникам. То, что она сделала - это психологическое насилие, издевательство, унижение человеческого достоинства. А в нашем случае, плюс ко всему, ещё и ущерб здоровью. Мы будем подавать на эту учительницу в суд. Будем требовать, чтобы учительница заплатила нам за лечение и за моральный ущерб.

Представляете, какое впечатление это произведёт на директора?

И не важно, будете ли вы подавать в суд или нет. Самое страшное наказание для человека - это ожидание наказания. Наказание обязательно будет, но когда и в каком виде - неизвестно. И человек начинает нервничать. Постоянно прокручивает в голове речь, которую должен говорить в своё оправдание, постоянно об этом думает. И даже если ничего не будет, то он переживёт сильный стресс.

Я рассказала только об одном случае, когда учительница вела себя ужасно. Но бывают и другие. И тоже при разбирательстве возможна подмена темы.

Недавно я прочитала статью о том, как учителя унижают родителей, у которых дети плохо учатся и плохо ведут себя в школе. Вот цитата: "Затем маме при ребенке начинают выговаривать, как плохо она его воспитывает, ребенком не занимается, он не понимает программу. Высмеивают: на реснички-ноготочки время находите, а на ребенка у вас времени нет, вы же не работаете, дома сидите, а он на уроке балуется и не понимает объяснения учителя..."

Вот тут мама и должна разделить две темы. "Да, мой сын получает двойки, прогуливает уроки и, тем не менее, кто вам дал право говорить со мной в таком невежливом тоне, унижать моё человеческое достоинство? Я рассчитывала, что учителя - интеллигентные люди, а что я сейчас слышу? Учитель ведёт себя как базарная бабка! Разочаровали вы меня..."

При этом говорить это надо спокойно и уверенно. И они тут же начнут оправдываться. Знают, что неправы, только никто не осмеливается поставить их на место.

Продолжение: