Против своей воли начинаю я этот рассказ, меня вынуждает явное нежелание ученого мира прислушаться к моим советам, они жаждут доказательств. Не хотелось бы раскрывать причины, заставляющие меня сопротивляться грядущему покорению Антарктики - попыткам растопить вечные льды и повсеместному бурению в поисках полезных ископаемых. Впрочем, советы мои и на этот раз могут оказаться ненужными.
Г.Ф. Лавкрафт
Хребты безумия
На улице поклонников карточного «Ужаса Аркхэма» настоящий праздник, причем сразу по нескольким поводам! Во-первых, FFG наконец решила отказаться от неудобного формата выпуска новых циклов в виде Делюкса, включающего в себя новых сыщиков, карты для них и первые два сценария компании и последующих Малых дополнений, в которых находилось по одному сценарию и несколько карт сыщиков. Начиная с компании «На краю земли», новый контент поставляется всего в двух коробках: сравнивая с Делюксом коробка с сыщиками, а также длинная коробка с полноценной кампанией. Во-вторых, локализаторы решили не отставать от трендов и, пропустив два цикла (спорный на мой взгляд «Пожиратель снов» и крайне ожидаемый «Заговор в Инсмуте»), сразу выпустили «На краю земли» на русском. Также не забыли и о формате «возвращений», речь о которых возможно пойдет в одном из будущих текстов. Давайте разбираться, какие опасности поджидают сыщиков на безжалостных обледенелых склонах!
Начнем с малого, то есть с меньшей по объему, но не по значимости, коробки. Она вместила в себя шесть новых героев, а также новые инструменты достижения победы. По удачно сложившимся обстоятельствам сыщики этой коробки продолжают тенденцию прошлого из локализованных циклов: «нарушенный круг», а именно имеют доступ к снаряжению двух классов, а также двуклассовые карты. Моей фавориткой дополнения стала новая мистик Лили Чен, старая знакомая из базовой коробки «Древнего Ужаса». Особенности сбора ее колоды в том, что она имеет доступ к картам мистика 0 уровня, а за опыт приобретает уже карты хранителя. Кроме того, мастерица боевых искусств в качестве сигнатурной карты имеет доступ к дисциплинам, двусторонним картам которые повышают одну из характеристик, а за действие предоставляют достаточно сильный эффект, переворачиваясь сломленной стороной вверх. На старте Лили доступна всего одна дисциплина, но по ходу кампании за каждые 15 опыта осваивает новые. В нашей компании Чен превратилась в настоящую машину по перемалыванию шогготов, фантомов, старцев, а иногда и гигантских пингвинов в костяную или протоплазменную муку. Не менее интересны и другие новички, например, астроном Норман Уизерс, мало того, что имеет доступ к базовым картам искателя и прокачанным мистика, так еще и держит открытой верхнюю карту своей колоды, которую может разыграть со скидкой. Сыграть за остальных новичков пока не успел, но на, первый взгляд, проходных или откровенно скучных сыщиков не наблюдается.
Отдельно хочется отметить новые карты постоянных талантов, пассивных способностей сыщиков, с которыми те начинают партию. Раньше такие способности в основном приобретались за опыт, однако в новом цикле все сыщики получили по базовому таланту, которые помимо положительного эффекта имеют некоторый штраф. Например, хранитель должен потратить весь свой первый ход на розыгрыш активов со скидкой в один ресурс, а искатели расширяют свою колоду на целых 15 карт и в фазе передышки берут по 2 карты, однако одну из них придется сбросить.
Переходим к коробке с кампанией. На этот раз игроков ждет прямое продолжение романа Лавкрафта «Хребты безумия». История берет начала с диалога с профессором Уильямом Дайером, вернувшимся из злополучной экспедиции в Антарктику. По всем законам жанра ученому не верят, а из доказательств лишь рассказы да пугающие зарисовки исследователя. И вот, чтобы спасти доброе имя отважного профессора Дайера, университет снаряжает новую экспедицию в ледяные пустоши Антарктики!
Изменение формата подачи сценариев с буклетов и скомканных листков до полноценной книги пошло на пользу сюжету. Кампания переполнена текстом, перед началом экспедиции игроков знакомят с каждым из ее участников, раскрывая не только род деятельности персонажа, но и черты характера и даже взаимоотношения в команде, а интерлюдии случаются практически после каждой вылазки. Восемь членов экспедиции являются стержнем как сюжетной составляющей, так и многих особенностей механики кампании «На краю земли». Каждый из них представлен уникальной сюжетной картой союзника, одну из которых можно взять перед сценарием. Они не занимают соответствующий слот и обладают уникальными способностями. Например, собаковод Илайя Ашевак поможет уйти от монстра и при успехе переместиться в соседнюю локацию, что будет полезно для сыщиков, не заточенных для боя и уклонения, авиатехник Такадо Хироко поможет с ресурсами, доктор Мала Синха с лечением, а бесстрашный первопроходец Роальд Эллсворт будет полезен против некоторых карт напастей. Каждый из союзников традиционно имеет запас здоровья и рассудка, однако повреждения членов экспедиции не излечиваются сами собой между сценариями, а их смерть в рамках кампании необратима. На этом строится и сюжетная составляющая, ведь так или иначе по мере путешествия по загадочным ледяным просторам вы будете терять своих спутников, что будет приводиться к печальным последствиям и сценарным поворотам.
Другая немаловажная механика задействует новые «жетоны мороза», призванные внести дополнительный хаос при прохождении проверок. Первая из вытащенных в ходе проверки снежинка дает «минус один» к показателю навыка и заставляет вытянуть второй жетон, но если и он окажется «морозным», то сыщика ждет автоматический провал. Естественно, многие локации, враги и напасти кампании подло синергируют с этими жетонами: то модификатор с «минус один» до «минус три» поднимут, то раны за вытягивание таких жетонов нанесут, то новый жетон «мороза» добавят и прочее. Также в коробке вы отыщете пять загадочных жетонов, по форме напоминающих крышку гроба, они понадобятся в более поздних сценариях, так что спойлерить не стану.
Как будто пронизывающего холода и ответственности за членов экспедиции отважным сыщикам было мало! В Антарктике их поджидает еще одна опасность, которую предвещает загадочный звук «текели-ли». Механически «текели-ли» представлены соответствующей колодой напастей, а разнообразные эффекты предписывают замешивать эти карты в колоду сыщика, будь то атака монстра или карта контакта. В изоляции «текели-ли» не слишком опасны и предписывают сыщику получить единицу физического или ментального урона, сбросить карту, ресурсы и прочие мелкие неприятности, после чего возвращаются в свою колоду. Однако, в какой-то момент, после получения 6-7 таких напастей, можно несколько ходов подряд вместо полезных карт добирать в конце хода такие «мелкие неприятности», что с легкостью способно порушить самые далеко идущие планы сыщика.
По ощущениям «На краю земли» выделяется среди других циклов. Видно, что разработчики вырвались из оков строгого формата и получили больше возможностей для эксперимента. В цикле есть несколько необязательных сценариев, которые игроки могут пропустить по желанию или стечению обстоятельств. Как бы это выглядело в формате малого дополнения? Вот вам новый сценарий, но играть в него вы не будете. Тоже самое относится и к картам сыщиков, теперь вы получаете все сразу, что позволяет эффективней собирать и развивать колоды. Радует и размах, многие вылазки проходят на огромных картах, так что не забудьте снарядить сыщиков способами более эффективно перемещаться. Ну и, конечно же, разнообразие заданий, в этом плане разработчики не опускают планку.
Подводя итог, «На краю земли» вышло прекрасным дополнением, не только не опустившим планку качества и разнообразия сценариев и сыщиков, но и сменившим надоевший формат выпуска предыдущих циклов. Для поклонников серии однозначный мастхев, а для новичков новый цикл вполне можно рассматривать в качестве второго или третьего путешествия, все же для первой кампании путешествие в Антарктику может показаться слишком сложным.
Всем удачных партий и успехов в мешке хаоса!
Вавилонов М. (группа автора в ВК)