Уважаемые читатели, недавно одна из подписчиц спросила:
Подписчица прислала ссылку на статью, рассказывающую, что в детском саду будут теперь учиться, учиться, учиться, а игра отойдет на второй план. Причем оказалось, что такой информации в сети уже масса: тревожные слухи тиражируются быстро.
Но нет ничего лучше, чем заглянуть в первоисточник и…сразу все становится на свои места. Игра из детского сада никуда не уходит. Предлагаю вам ознакомиться с выдержками из Федеральной образовательной программы, утвержденной приказом Министерства просвещения РФ №1028 от 25 ноября 2022 года.
В Программе есть пункты, четко доказывающие, что игра была, есть и остается ведущим видом детской деятельности. Обратимся к пункту 24.5:
Игра занимает центральное место в жизни ребенка, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В игре закладываются основы личности ребенка, развиваются психические процессы, формируются ориентации об отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации.
Согласно этому утверждению, для каждого возраста предусмотрены задачи по развитию игровой деятельности.
Программа предусматривает три возрастных ступени дошкольного образования:
1. младенческий (от 0 до 1 года)
2. ранний (от 1 года до 3 лет)
3. дошкольный (от 3 до 7 лет)
В перечне задач для каждого возраста, задача по развитию игровой деятельности прописана последней. Быть может, это и дало право лицам далеким от дошкольного образования думать, что игра отодвинута на второй план? Но в Программе указана равнозначная необходимость всех реализуемых задач.
Итак, в планируемых результатах к младенческому возрасту, к 1 году (пункт 15.1. II. Целевой раздел Федеральной образовательной программы ДО) четко указано, что педагогам необходимо создавать условия и стремиться, чтобы ребенок активно действовал с игрушками, подражал в игре взрослым: кормил собачку, катал машинку, укладывал куклу спать и тому подобное.
Причем указывается, что в соответствии со спецификой ФГОС дошкольного возраста, неправомерно требовать от ребенка-дошкольника каких то конкретных образовательных достижений:
Обозначенные федеральной программе возрастным ориентирам к 1 году, к 3 годам и так далее имеет условный характер, что предполагает широкий возрастной диапазон для достижения ребенком планируемых результатов (пункт 15, раздел II).
Такие же целевые ориентиры по развитию игровой деятельности представлены и для других возрастов.
Так в раннем возрасте, к трем годам, ребенок в игре должен отображать действия окружающих его людей. В его играх прослеживается уже последовательность, взаимосвязь и социальные отношения.
Например, сначала ребенок ставит цель: «буду варить кукле кашу», готовит обед, последовательно совершая несколько действий: «наливает» в кастрюльку воображаемую воду, ставит её на плиту, затем раскладывает готовую кашу в тарелки, кормит куклу. При этом он может ласково обращаться с куклой или делать ей замечания (см пункт 15.2).
Прописана игра и в образовательных задачах
Так для возрастного периода 6-7 лет указано:
19.1.1. 2) Вовлекать ребенка в действия с предметами и игрушками, развивать способы действия с ними.
И в пункте 24.7. указано, что в образовательном процессе игра занимает особое место.
…выступает как форма организации жизни и деятельности детей, средства разностороннего развития личности, метод или приемы обучения, средство саморазвития, самовоспитания, самообучения, саморегуляции.
В Программе в этом же пункте четко указано, что отсутствие или недостаток игры приводит к серьезным проблемным последствиям в жизни ребенка, накладывая отпечаток на социальное развитие.
И кто после этого смеет задвинуть игру в дальний угол?
Признаться, после изучения Федеральной образовательной программы дошкольного образования я вздохнула с облегчением. Изменения продиктованы социально-экономическими и политическими требованиями современности. Детей будут знакомить с цифровой безопасностью в сети Интернет, волонтерским движением, прописаны задачи по обучению финансовой грамотности.
А как же слухи про «учиться и учиться»?
Да, повышается роль знания, как ценности. Теперь есть требования к обучению грамоте детей подготовительной группы:
...формировать у детей умение делить слова на слоги, составлять слова из слогов, делить на слоги трехсложные слова с открытыми слогами, знакомить детей с буквами, читать слоги, слова, простые предложения из 2 - 3 слов.
Но нужно помнить, что какие либо аттестационные процедуры по отношению к обучающимся в ДОУ – неприменимы, а обозначенные индивидуальные различия не должны расцениваться как трудности ребенка в освоении образовательные программы ДО (указано в пояснительной записке в разделе «Цели и задачи» Федеральной образовательной программы).
Считаю, что Федеральная образовательная программа ДО разработана на высоком профессиональном уровне, с учетом актуальных требований современного дошкольного образования, позволяет последовательно реализовать поставленные цели и задачи, ориентируясь на представленные целевые ориентиры.
Если вам интересно, в следующих публикациях расскажу подробнее о нововведениях. Без страшилок, как есть.
С уважением, ваш Психолог из детсада.