Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

Вчера и завтра Софии Лорен

«Пути проката неисповедимы. В одном и том же году мы увидели Софию Лорен в фильмах «Ключ» и «Вчера, сегодня, завтра», где она была такой разной, что оставалось предположить: Лорен сознательно демонстрирует нам свое умение быть и очень плохой и очень хорошей актрисой.

-2

В «Ключе», насквозь надуманной, фальшиво-многозначительной мелодраме, невозможно узнать в статичной, холодной, не имеющей никаких корней женщине темпераментную, жизнерадостную, боевую итальянку из первой новеллы «Вчера, сегодня, завтра». Между этими двумя актерскими работами лежит как бы пропасть, мостом через которую может быть лишь талант и профессионализм.

-3

Так в чем же дело? Неужели актриса одолела это расстояние всего лишь в течение одного года? Нет. Между фильмами «Ключ» и «Вчера, сегодня, завтра» лежит почти десятилетний творческий путь актрисы. Первый сделан еще в 1958 году, когда София Лорен была ординарной «звездой», разменивавшей свою оригинальную красоту на участие в голливудских и европейских фильмах, создавая там образы, предельно далекие от единственного, по-настоящему знакомого ей типа итальянки из бедных кварталов, откуда вышла и она сама.

-4

И только тогда, когда актриса поняла, где ее призвание, и снялась у режиссера Витторио де Сика в таких глубоко национальных картинах, как «Чочара», «Боккаччо 70», «Вчера, сегодня, завтра», «Брак по-итальянски», она действительно стала актрисой мирового класса.

И вот недавно западные газеты запестрели заголовками:

«Спасет ли Софию Лорен искусство от отчаяния?»

«Сможет ли она после такого потрясения снова появиться на экране?»

«Не расстались ли мы навсегда с прежней, жизнерадостной Лорен?»

-5

Дело было в том, что актриса закончила работу в фильме Франческо Рози «Жила-была однажды...» совсем больной. Она ждала ребенка, и ей был предписан полный покой, но чувство ответственности заставило актрису довести съемки до конца. Это оказалось роковым. София Лорен потеряла надежду когда-либо стать матерью, что было ее давнишней мечтой. Болезнь, нервное потрясение, близость к отчаянию, казалось, готовы были сломить ее. Однако...

— Работа исцеляет все мои недуги,— говорит актриса.— Это — лучшее лекарство от всех горестей и разочарований. В каждой новой роли я волнуюсь, как при дебюте, хотя, казалось, мой опыт должен был бы лишить меня этих ощущений. Я одержима своей работой. Играть для меня — это жить!

София Лорен вернулась на экран в комедии Эдуардо де Филиппо «Призраки», фильме по пьесе ее любимого автора. Она вспоминает, что с двенадцати лет мечтала сыграть Филумену Мартурано. И мечта осуществилась. Незабываемый образ, созданный актрисой в «Браке по-итальянски»,— одно из лучших ее достижений. Советские зрители высоко оценили эту работу, отмеченную жюри IV Московского фестиваля призом за лучшую женскую роль.

-6

Актриса сожалеет, что режиссером нового фильма является не Витторио де Сика, с кем она сработалась на протяжении многих лет, а Ренато Кастеллани; партнером же — не привычный Марчелло Мастроянни, занятый в другом фильме, а Витторио Гассман. Тем не менее актриса с нетерпением ждала начала съемок. Она знала, что только работа спасет ее от депрессии. И не ошиблась. Участники картины рассказывают, что София Лорен вышла из этого испытания победительницей. Она обрела прежний динамизм, прежний темперамент, прежние повадки Чочары.

Действие «Призраков» происходит в Неаполе и его окрестностях. Это веселая сатирическая пьеса, которую, как и другие произведения Эдуардо де Филиппо, можно назвать «комедией нравов». Она изобилует забавными приключениями. Вот одно из них: жуликоватый домовладелец сдает супружеской паре (ее-то и играют Лорен и Гассман) почти задаром свой дом, о котором идет дурная слава, что в нем водятся призраки и где никто не хочет селиться. Разбитная, веселая неаполитанка-жена ловко использует это обстоятельство. Ей удается убедить своего напыщенного фанфарона-мужа, что новая обстановка, которой она украсила дом,— дело рук призраков, тогда как эти вещи куплены на деньги любовника. И еще не раз злополучные призраки помогут ловкой женщине в ее проделках.

На раскаленных улицах Неаполя, среди его шумной толпы София Лорен вновь ощутила себя дочерью Италии, ее солнечного юга...» (Гончарова А. Вчера и завтра Софии Лорен // Советский экран. 1968. 3: 15).