Любой бой или сражение, как правило, результат большой плановой работы по его подготовке и обеспечению, как и война, которая, казалась бы, начинается случайно, однако к ней страны готовятся постепенно и планомерно. Разрабатываются оперативные планы, строятся заводы и оборудуется территория, создаются новые вооружения, спускаются на воду и вступают в строй корабли. Казалось бы, что созданные для решения конкретных задач в будущей войне корабли, самолеты, танки и другая военная техника должны оптимально соответствовать тому, что затем им предстоит выполнить. Однако на деле уже в ходе боев и сражений какая-то техника восхищает современников своими боевыми возможностями, а другая – наоборот, остается или невостребованной, или не получает шанса реализовать свой потенциал.
Знакомясь с историей боевой службы крейсера «Атаго», невольно приходит мысль, что случилось именно так. Наиболее современные и мощные тяжелые крейсера японского Императорского флота (будем считать, что крейсера типа «Могами» и «Тоне» все же имели несколько иные задачи) так и не получили возможности в полной мере проявить себя в сражениях Второй мировой, заботливо оберегаемые командованием для решающей минуты, как и линкоры типа «Нагато», «Ямато» и линкор «Тирпиц».
Однако когда эта минута наступила, судьба распорядилась таким образом, что эти «бесценные» боевые единицы были утрачены быстро и без какой-либо пользы. С другой стороны, по мнению некоторых экспертов, например, Максим Токарев, считает, что именно тяжелые крейсера "вытянули" на себе всю тяжесть тихоокеанских кампаний, но не в результате громких и решительных сражений, которые от них ждали, а в качестве "повседневных лошадок войны". И в таком ключе - деятельность этих кораблей представляется в ином свете.
Более подробно о судьбе крейсеров данного типа можно узнать по публикациям на нашем канале: ЗДЕСЬ, ЗДЕСЬ1, ЗДЕСЬ2, ТУТ, ТУТ1 и опять ЗДЕСЬ3. Поэтому если у вас есть вопросы или вам нужны подробности, то рекомендуем пройти по ссылкам - почитать, вдруг там есть ответы на ваши вопросы и замечания, типа "А почему вы не рассказали об этом", )) Шутка.
Но не будем торопиться, а давайте познакомимся с основными вехами в боевой службе тяжелого крейсера японского Императорского флота «Атаго», представив его судьбу в датах и событиях, используя имеющиеся источники. При этом мы не претендуем на полноту изложения и его новизну, в настоящее время достаточно сведений по данному кораблю, возможно, позже в ходе дискуссий мы внесем дополнения и изменения. Итак, здесь мы кратко представим наиболее важные события в «жизни» этого тяжелого крейсера, а в последующих статьях представим наиболее яркие моменты (и победы, и гибель) более подробно. Почему "Атаго"? А почему бы и не "Атаго", тем более что его строили как флагманский корабль - вот пусть и "отдувается".
1927-1941 годы
28 апреля 1927 – на военно-морской верфи в Куре был заложен один из новых 10 000-тонных крейсеров по проекту «Усовершенствованный Миоко».
16 июня 1930 года– корабль был спущен на воду и получил название «Атаго», по традиции японского флота получив его в честь горы на юго-востоке о. Хонсю.
30 марта 1932 года– крейсер(КР) вступил в строй и вошел в состав 4-й эскадры крейсеров Второго флота.
Апрель 1933 года – участие в опытовых стрельбах, чтобы выяснить причину разброса снарядов у кораблей данного типа.
15 ноября 1935 года – крейсер «Атаго» выведен в резерв. До апреля 1938 года находится на базе флота в Йокосуке. В этот период с 16.12.1935 г. по 10.03.1936 г. КР находился в распоряжении командующего 5-й эскадры крейсеров.
26 октября 1936 года– крейсер посетил император Хирохито (Сева).
С 5 апреля 1938 года по март 1939 года – в Майдзуру на верфи флота крейсер прошел модернизацию. Был усилен корпус, сделали новые були, часть которых заполнили стальными водонепроницаемыми трубами, часть использовали в системе контрзатопления, демонтировали ангар для гидросамолетов (ГСМ), кормовые надстройки, продлили шельтердек (зенитную палубу) до башни 203-мм орудий № 4, на котором разместили оборудование для эксплуатации и хранения трех гидросамолетов (ГСМ), полностью переделали верхнюю часть носовой надстройки (для облегчения веса ее конструкций), установили новые приборы управления огнем для 203-мм орудий.
20 марта 1939 года – корабль перешел в Йокосуку, где на верфи флота укоротили грот-мачту, заменили 40-мм автоматические орудия на 13,2-мм пулеметы, демонтировали ТСД крейсерского хода, на платформах рядом с дымовыми трубами установили восемь (4х2) 25-мм зенитных автоматов, заменили двухтрубные на четырехтрубные ТА 610-мм и катапульты «Куре 2» мод. 3 на «Куре 2» мод. 5.
30 октября 1939 года – крейсер «Атаго» вошел в состав 4-й ДКР Второго флота.
1941 год
До сентября 1941 года оставался в водах Метрополии и лишь в периоды с марта по апрель 1940 года и с 2 января по 25 мая 1941 года обеспечивал операции армии у побережья Южного Китая, базируясь в заливе Ариаке.
С 15-го по 22 сентября 1941 года – в Йокосуке на верфи флота провели доковый ремонт.
6 октября 1941 года – корабль возглавил 4-ю эскадру крейсеров.
19 ноября 1941 года – крейсер перешел в бухту Саеки, затем в Бако на Пескадорских о-вах, где стал флагманом командующего Главными Силами Объединенного Экспедиционного флота вице-адмирала Н. Кондо.
С 4-го (по другим данным, 7-го) по 11 декабря 1941 года – «Атаго» обеспечивал оккупацию Филиппин и Малайи, крейсируя в районе к югу от Пуло-Кондора. Затем он принял в бухте Камрань топливо и с 14-го по 17 декабря прикрывал переход Второго Малайского соединения (КОН), высадку в Кучинг и Мири (на о. Борнео).
9-10 декабря 1941 года– участие в перехвате британских кораблей соединения «Z».
18 декабря 1941 года – корабль возвратился в Камрань.
1942 год
С 8-го по 18 января 1942 года – Атаго перешел в Палау с заходом в Бако (с 11 по 14 января 1942 года) для пополнения запасов топлива.
18-21 февраля 1942 года – вместе с Главными Силами Объединенного Экспедиционного флота совершил переход в Кендари.
С 25 февраля по 10 марта 1942 года – крейсер в составе Соединения Южного района в районе к югу от о. Ява участвует в операции по поиску и уничтожению боевых кораблей и торговых судов союзников.
2 марта – «Атаго» совместно с «Такао» артиллерийским огнем потопил американский ЭМ «Пиллсбери».
4 марта – самостоятельно к югу от Чилачапы потопил австралийский шлюп «Ярра», английские танкер (6 510 т, 1893 г.) и тральщик MMS 51 (по другим данным, он был затоплен экипажем в Чилачапе), в тот же день захватил голландское торговое судно (1 030 т, 1925 г.).
18 марта – направился в Йокосуку с заходом в Баликпапан, Макассар, Сингапур, Пенанг и Камрань.
18 апреля – выход на перехват соединения Хэлси, осуществившего бомбардировку островов Японии.
С 20 апреля по 15 мая– в Йокосуке на верфи флота провели текущий ремонт корпуса и механизмов, заменили четыре 120-мм зенитные орудия на 127-мм тип 89 мод. А1, изменили систему хранения и подачи боезапаса. После ремонта корабль возглавил Соединение вторжения (Оккупационное соединение) на Мидуэй вице-адмирала Кондо.
С 28 мая по 11 (по другим данным, 14) июня – участвовал в неудачной попытке оккупировать Мидуэй. В ходе сражения артиллерия главного калибра «Атаго» не использовалась.
С 14 июня по 11 августа – крейсер простоял в Хасирадзиме.
11-18 августа – перешел на атолл Трук, где возглавил Главные силы Соединения поддержки Гуадалканала.
С 19-го (по другим данным 20-го) августа по 5 сентября – крейсер «Атаго» во главе Главных сил Соединения поддержки Гуадалканала крейсировал севернее Соломоновых о-вов.
24 августа 1942 года – принял участие в бою у Восточных Соломоновых о-вов. В бою артиллерия корабля не использовалась, а бортовые ГСМ вели разведку в интересах Соединения.
5 сентября – прибыл на Трук.
9-23 сентября – «Атаго» вновь крейсирует в составе Главных Сил в районе к северу от Соломоновых о-вов, обеспечивая доставку на о. Гуадалканал подкреплений и ожидая возможного боя с американскими АВ. После завершения операции крейсер перешел в Рабаул, где вошел в состав Передового соединения, призванного оказывать непосредственную поддержку армейским частям на Гуадалканале.
В период с 11 по 30 октября – крейсер три раза выходит в море для обеспечения наступления армии на острове.
26 октября – принял участие в бою у о. Санта-Крус, но артиллерия ГК корабля не использовалась, бортовые ГСМ осуществляли поиск кораблей противника.
9 ноября – крейсер «Атаго» вышел в море для дальнего прикрытия перехода крупного конвоя к о. Гуадалканал. В ночь с 14-го на 15 ноября 1942 года он должен был в составе Группы артиллерийского обстрела атаковать аэродром Хендерсон. В бою у о. Саво крейсер нанес незначительные повреждения американскому ЛК «Саут Дакота». На крейсере были выведены из строя два 110-см прожектора и часть 25-мм зенитных автоматов.
После неудачного завершения операции корабль отошел к о. Шортленд и 18 ноября 1942 года возвратился на атолл Трук.
С 19-го по 24 ноября – «Атаго» перешел в Йокосуку, где на верфи флота до 18 декабря провели текущий ремонт корпуса и механизмов.
24 декабря – крейсер возвратился на атолл Трук.
Окончание следует....
Источники: Lacroix E. Japanese cruisers of the Pacific War/ E.Lacroix, L.Wells. – London: Chatham Publishing, 1999. – 888 с.; 4.Lacroix E. The development of the «A» class cruisers in the Imperial Japanese Navy / E.Lacroix. // Warship International – № 3, 1983. – Р.232-282; Александров Ю.И. Тяжелые крейсера Японии. Часть 1/Ю.И.Александров. – СПб: Истфлот, издатель Р.Р.Муниров, 2007. – 84 с. ; Апальков, Ю. Боевые корабли японского флота. Крейсера.10.1918-8.1945 гг.: справочник / Ю.В.Апальков. – СПб: Галея-Принт, 1998. – 156 с; Далл, С. Боевой путь императорского японского флота: Морские битвы крупным планом, № 4 / С.Далл. – Екатеринбург: Сфера, 1997. – 382 с.; Иванов, С. Японские тяжелые крейсер: Война На море, № 26/ С.В.Иванов. - 2005 г.; Патянин С.В. Крейсера Второй мировой. Окончательная энциклопедия/С.В.Патянин, А.В.Дашьян, К.С.Балакин и др. – М.:Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2014. – 536 с.; Прищепенко, А. Сражение в заливе Лейте // Мир оружия, № 03(18) - 2006 г.- С.23-27.; Сулига Т.В. Японские тяжелые крейсера, том 1: История создания, описание конструкции, предвоенные модернизации / Т.В.Сулига – М-Спб: Галея-Принт, 1996. – 120 с.; Сулига Т.В. Японские тяжелые крейсера, том 2: Участие в боевых действиях, военные модернизации, окончательная судьба / Т.В.Сулига – М-Спб: Галея-Принт, 1997. – 120 с.; Роско, Т. Боевые действия подводных лодок США во Второй мировой войне: Пер. с англ./Т. Роско.- М.: Изд-во «Иностранная литература», 1957. - С.356-359.
Если хотите еще больше материалов по военно-морской тематике - приглашаем вас на новый ресурс проекта Navygaming, на канале "История флота - история кораблей/Navygaming", https://sponsr.ru/navygaming_s , имейте ввиду - доступ не для всех, по подписке, как говорит Гоблин, "для состоятельных парней", ))
Подписывайтесь, ставьте лайки, кто желает - может и помочь.