Найти тему
Navygaming Channel

Крейсер «Атаго» в сражениях войны на Тихом океане/Летопись как она есть: 1927-1942гг.

Любой бой или сражение, как правило, результат большой плановой работы по его подготовке и обеспечению, как и война, которая, казалась бы, начинается случайно, однако к ней страны готовятся постепенно и планомерно. Разрабатываются оперативные планы, строятся заводы и оборудуется территория, создаются новые вооружения, спускаются на воду и вступают в строй корабли. Казалось бы, что созданные для решения конкретных задач в будущей войне корабли, самолеты, танки и другая военная техника должны оптимально соответствовать тому, что затем им предстоит выполнить. Однако на деле уже в ходе боев и сражений какая-то техника восхищает современников своими боевыми возможностями, а другая – наоборот, остается или невостребованной, или не получает шанса реализовать свой потенциал.

Знакомясь с историей боевой службы крейсера «Атаго», невольно приходит мысль, что случилось именно так. Наиболее современные и мощные тяжелые крейсера японского Императорского флота (будем считать, что крейсера типа «Могами» и «Тоне» все же имели несколько иные задачи) так и не получили возможности в полной мере проявить себя в сражениях Второй мировой, заботливо оберегаемые командованием для решающей минуты, как и линкоры типа «Нагато», «Ямато» и линкор «Тирпиц».

Панорама ВМБ Куре (рисунок Ю. Такеши, предположительно)
Панорама ВМБ Куре (рисунок Ю. Такеши, предположительно)

Однако когда эта минута наступила, судьба распорядилась таким образом, что эти «бесценные» боевые единицы были утрачены быстро и без какой-либо пользы. С другой стороны, по мнению некоторых экспертов, например, Максим Токарев, считает, что именно тяжелые крейсера "вытянули" на себе всю тяжесть тихоокеанских кампаний, но не в результате громких и решительных сражений, которые от них ждали, а в качестве "повседневных лошадок войны". И в таком ключе - деятельность этих кораблей представляется в ином свете.

Более подробно о судьбе крейсеров данного типа можно узнать по публикациям на нашем канале: ЗДЕСЬ, ЗДЕСЬ1, ЗДЕСЬ2, ТУТ, ТУТ1 и опять ЗДЕСЬ3. Поэтому если у вас есть вопросы или вам нужны подробности, то рекомендуем пройти по ссылкам - почитать, вдруг там есть ответы на ваши вопросы и замечания, типа "А почему вы не рассказали об этом", )) Шутка.

Но не будем торопиться, а давайте познакомимся с основными вехами в боевой службе тяжелого крейсера японского Императорского флота «Атаго», представив его судьбу в датах и событиях, используя имеющиеся источники. При этом мы не претендуем на полноту изложения и его новизну, в настоящее время достаточно сведений по данному кораблю, возможно, позже в ходе дискуссий мы внесем дополнения и изменения. Итак, здесь мы кратко представим наиболее важные события в «жизни» этого тяжелого крейсера, а в последующих статьях представим наиболее яркие моменты (и победы, и гибель) более подробно. Почему "Атаго"? А почему бы и не "Атаго", тем более что его строили как флагманский корабль - вот пусть и "отдувается".

1927-1941 годы

28 апреля 1927 – на военно-морской верфи в Куре был заложен один из новых 10 000-тонных крейсеров по проекту «Усовершенствованный Миоко».

Схема нового японского крейсера типа «Такао» (справочник)
Схема нового японского крейсера типа «Такао» (справочник)

16 июня 1930 года– корабль был спущен на воду и получил название «Атаго», по традиции японского флота получив его в честь горы на юго-востоке о. Хонсю.

30 марта 1932 года– крейсер(КР) вступил в строй и вошел в состав 4-й эскадры крейсеров Второго флота.

Тяжелый крейсер «Атаго» на якорной стоянке в Куре, 30 марта 1932 года
Тяжелый крейсер «Атаго» на якорной стоянке в Куре, 30 марта 1932 года

Апрель 1933 года – участие в опытовых стрельбах, чтобы выяснить причину разброса снарядов у кораблей данного типа.

15 ноября 1935 года – крейсер «Атаго» выведен в резерв. До апреля 1938 года находится на базе флота в Йокосуке. В этот период с 16.12.1935 г. по 10.03.1936 г. КР находился в распоряжении командующего 5-й эскадры крейсеров.

Крейсера типа «Такао» в составе 2-го флота на стоянке, 1935 год
Крейсера типа «Такао» в составе 2-го флота на стоянке, 1935 год

26 октября 1936 года– крейсер посетил император Хирохито (Сева).

С 5 апреля 1938 года по март 1939 года – в Майдзуру на верфи флота крейсер прошел модернизацию. Был усилен корпус, сделали новые були, часть которых заполнили стальными водонепроницаемыми трубами, часть использовали в системе контрзатопления, демонтировали ангар для гидросамолетов (ГСМ), кормовые надстройки, продлили шельтердек (зенитную палубу) до башни 203-мм орудий № 4, на котором разместили оборудование для эксплуатации и хранения трех гидросамолетов (ГСМ), полностью переделали верхнюю часть носовой надстройки (для облегчения веса ее конструкций), установили новые приборы управления огнем для 203-мм орудий.

Носовая настройка крейсера типа «Такао», 1934 год (схема, вид спереди)
Носовая настройка крейсера типа «Такао», 1934 год (схема, вид спереди)

20 марта 1939 года – корабль перешел в Йокосуку, где на верфи флота укоротили грот-мачту, заменили 40-мм автоматические орудия на 13,2-мм пулеметы, демонтировали ТСД крейсерского хода, на платформах рядом с дымовыми трубами установили восемь (4х2) 25-мм зенитных автоматов, заменили двухтрубные на четырехтрубные ТА 610-мм и катапульты «Куре 2» мод. 3 на «Куре 2» мод. 5.

Тяжелый крейсер «Атаго» на якоре, 30 октября 1939 года
Тяжелый крейсер «Атаго» на якоре, 30 октября 1939 года

30 октября 1939 года – крейсер «Атаго» вошел в состав 4-й ДКР Второго флота.

1941 год

До сентября 1941 года оставался в водах Метрополии и лишь в периоды с марта по апрель 1940 года и с 2 января по 25 мая 1941 года обеспечивал операции армии у побережья Южного Китая, базируясь в заливе Ариаке.

С 15-го по 22 сентября 1941 года – в Йокосуке на верфи флота провели доковый ремонт.

Носовая настройка крейсера типа «Такао», 1937 год (схема, вид спереди)
Носовая настройка крейсера типа «Такао», 1937 год (схема, вид спереди)

6 октября 1941 года – корабль возглавил 4-ю эскадру крейсеров.

19 ноября 1941 года – крейсер перешел в бухту Саеки, затем в Бако на Пескадорских о-вах, где стал флагманом командующего Главными Силами Объединенного Экспедиционного флота вице-адмирала Н. Кондо.

С 4-го (по другим данным, 7-го) по 11 декабря 1941 года – «Атаго» обеспечивал оккупацию Филиппин и Малайи, крейсируя в районе к югу от Пуло-Кондора. Затем он принял в бухте Камрань топливо и с 14-го по 17 декабря прикрывал переход Второго Малайского соединения (КОН), высадку в Кучинг и Мири (на о. Борнео).

9-10 декабря 1941 года– участие в перехвате британских кораблей соединения «Z».

18 декабря 1941 года – корабль возвратился в Камрань.

1942 год

С 8-го по 18 января 1942 года – Атаго перешел в Палау с заходом в Бако (с 11 по 14 января 1942 года) для пополнения запасов топлива.

18-21 февраля 1942 года – вместе с Главными Силами Объединенного Экспедиционного флота совершил переход в Кендари.

С 25 февраля по 10 марта 1942 года – крейсер в составе Соединения Южного района в районе к югу от о. Ява участвует в операции по поиску и уничтожению боевых кораблей и торговых судов союзников.

2 марта – «Атаго» совместно с «Такао» артиллерийским огнем потопил американский ЭМ «Пиллсбери».

Американский эсминец DD227 «Пилсберри» (тип «Клемсон») в составе
Азиатского флота, 1937 год
Американский эсминец DD227 «Пилсберри» (тип «Клемсон») в составе Азиатского флота, 1937 год

4 марта – самостоятельно к югу от Чилачапы потопил австралийский шлюп «Ярра», английские танкер (6 510 т, 1893 г.) и тральщик MMS 51 (по другим данным, он был затоплен экипажем в Чилачапе), в тот же день захватил голландское торговое судно (1 030 т, 1925 г.).

18 марта – направился в Йокосуку с заходом в Баликпапан, Макассар, Сингапур, Пенанг и Камрань.

На палубе «Атаго», Сингапур, март 1942 года
На палубе «Атаго», Сингапур, март 1942 года

18 апреля – выход на перехват соединения Хэлси, осуществившего бомбардировку островов Японии.

С 20 апреля по 15 мая– в Йокосуке на верфи флота провели текущий ремонт корпуса и механизмов, заменили четыре 120-мм зенитные орудия на 127-мм тип 89 мод. А1, изменили систему хранения и подачи боезапаса. После ремонта корабль возглавил Соединение вторжения (Оккупационное соединение) на Мидуэй вице-адмирала Кондо.

С 28 мая по 11 (по другим данным, 14) июня – участвовал в неудачной попытке оккупировать Мидуэй. В ходе сражения артиллерия главного калибра «Атаго» не использовалась.

С 14 июня по 11 августа – крейсер простоял в Хасирадзиме.

11-18 августа – перешел на атолл Трук, где возглавил Главные силы Соединения поддержки Гуадалканала.

С 19-го (по другим данным 20-го) августа по 5 сентября – крейсер «Атаго» во главе Главных сил Соединения поддержки Гуадалканала крейсировал севернее Соломоновых о-вов.

24 августа 1942 года – принял участие в бою у Восточных Соломоновых о-вов. В бою артиллерия корабля не использовалась, а бортовые ГСМ вели разведку в интересах Соединения.

5 сентября – прибыл на Трук.

Двухорудийная башня модели «Е» крейсеров типа «Такао» с 203-мм
орудиями
Двухорудийная башня модели «Е» крейсеров типа «Такао» с 203-мм орудиями

9-23 сентября – «Атаго» вновь крейсирует в составе Главных Сил в районе к северу от Соломоновых о-вов, обеспечивая доставку на о. Гуадалканал подкреплений и ожидая возможного боя с американскими АВ. После завершения операции крейсер перешел в Рабаул, где вошел в состав Передового соединения, призванного оказывать непосредственную поддержку армейским частям на Гуадалканале.

В период с 11 по 30 октября – крейсер три раза выходит в море для обеспечения наступления армии на острове.

26 октября – принял участие в бою у о. Санта-Крус, но артиллерия ГК корабля не использовалась, бортовые ГСМ осуществляли поиск кораблей противника.

9 ноября – крейсер «Атаго» вышел в море для дальнего прикрытия перехода крупного конвоя к о. Гуадалканал. В ночь с 14-го на 15 ноября 1942 года он должен был в составе Группы артиллерийского обстрела атаковать аэродром Хендерсон. В бою у о. Саво крейсер нанес незначительные повреждения американскому ЛК «Саут Дакота». На крейсере были выведены из строя два 110-см прожектора и часть 25-мм зенитных автоматов.

Ночной бой у Гуадалканала 14-15 ноября 1942 года
Ночной бой у Гуадалканала 14-15 ноября 1942 года

После неудачного завершения операции корабль отошел к о. Шортленд и 18 ноября 1942 года возвратился на атолл Трук.

С 19-го по 24 ноября – «Атаго» перешел в Йокосуку, где на верфи флота до 18 декабря провели текущий ремонт корпуса и механизмов.

24 декабря – крейсер возвратился на атолл Трук.

Крейсер «Атаго», апрель 1932 года
Крейсер «Атаго», апрель 1932 года

Окончание следует....

Источники: Lacroix E. Japanese cruisers of the Pacific War/ E.Lacroix, L.Wells. – London: Chatham Publishing, 1999. – 888 с.; 4.Lacroix E. The development of the «A» class cruisers in the Imperial Japanese Navy / E.Lacroix. // Warship International – № 3, 1983. – Р.232-282; Александров Ю.И. Тяжелые крейсера Японии. Часть 1/Ю.И.Александров. – СПб: Истфлот, издатель Р.Р.Муниров, 2007. – 84 с. ; Апальков, Ю. Боевые корабли японского флота. Крейсера.10.1918-8.1945 гг.: справочник / Ю.В.Апальков. – СПб: Галея-Принт, 1998. – 156 с; Далл, С. Боевой путь императорского японского флота: Морские битвы крупным планом, № 4 / С.Далл. – Екатеринбург: Сфера, 1997. – 382 с.; Иванов, С. Японские тяжелые крейсер: Война На море, № 26/ С.В.Иванов. - 2005 г.; Патянин С.В. Крейсера Второй мировой. Окончательная энциклопедия/С.В.Патянин, А.В.Дашьян, К.С.Балакин и др. – М.:Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2014. – 536 с.; Прищепенко, А. Сражение в заливе Лейте // Мир оружия, № 03(18) - 2006 г.- С.23-27.; Сулига Т.В. Японские тяжелые крейсера, том 1: История создания, описание конструкции, предвоенные модернизации / Т.В.Сулига – М-Спб: Галея-Принт, 1996. – 120 с.; Сулига Т.В. Японские тяжелые крейсера, том 2: Участие в боевых действиях, военные модернизации, окончательная судьба / Т.В.Сулига – М-Спб: Галея-Принт, 1997. – 120 с.; Роско, Т. Боевые действия подводных лодок США во Второй мировой войне: Пер. с англ./Т. Роско.- М.: Изд-во «Иностранная литература», 1957. - С.356-359.

Если хотите еще больше материалов по военно-морской тематике - приглашаем вас на новый ресурс проекта Navygaming, на канале "История флота - история кораблей/Navygaming", https://sponsr.ru/navygaming_s , имейте ввиду - доступ не для всех, по подписке, как говорит Гоблин, "для состоятельных парней", ))

Подписывайтесь, ставьте лайки, кто желает - может и помочь.