Найти в Дзене
diletant.media

Как создатель водородной бомбы боролся против неё

Оглавление

После первых испытаний термоядерного оружия Андрей Дмитриевич Сахаров, один из авторов проекта, стал самым последовательным борцом за мир.

В 1964 г. режиссёр Стэнли Кубрик снял фильм под названием «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал волноваться и полюбил атомную бомбу». А вот с героем нашей статьи, Андреем Сахаровым, произошла совсем другая история. По мере продвижения работ по созданию самого разрушительного оружия обеспокоенность последствиями его применения только возрастала. В итоге «детище» своё Сахаров счёл слишком опасным для будущего всей планеты.

Гений

Андрей Сахаров, сын преподавателя физики, обладал всеми задатками того, чтобы стать выдающимся теоретиком, ярким учёным. Его одноклассник, будущий физик и математик Акива Яглом, вспоминал: «У него удивительная интуиция, он как-то понимает, что должно получиться, и часто не может как следует объяснить, почему это так получается. Но как раз в атомной физике, которой он потом занялся, это оказалось тем, что надо. Там (в то время во всяком случае) не было никаких строгих уравнений, и математическая техника не помогала, а интуиция была необычайно важна».

На физфаке Московского университета Сахаров оказался без экзаменов как отличник. Те, кто учились с ним, замечали то же, что Яглом — смелость и оригинальность мышления. Окончание учёбы пришлось на суровый 1942-ой, так что сразу из МГУ Сахаров отправился на военный завод в Ульяновск. После войны окончил аспирантуру, а потом оказался в Физическом институте имени Лебедева (ФИАН), где работал под началом будущего нобелевского лауреата Игоря Тамма в отделе теоретической физики. Изучал ядерные процессы, которым посвятил диссертацию.

Игорь Тамм на Дне физика в МГУ. (sso-fizfak.gallery.ru)

Тамм видел своего ученика, а теперь и коллегу физиком-теоретиком. Когда Андрея Дмитриевича начали приглашать в группу разработчиков ядерного оружия, Тамм пытался убедить всех, что Сахаров будет более полезен в ФИАНе. Не вышло, молодому учёному просто не оставили выбора. Единственное, чего Сахаров смог избежать, — это вступления в партию, тут настаивать не стали. С 1948 г. он работал под руководством Юлия Харитона в закрытом Арзамасе-16 (а если проще — на «объекте»), где фактически провёл 20 лет.

Работу свою Сахаров считал необходимой стране, писал об этом так: «Я чувствовал себя причастным к тому же делу, которое, как мне казалось, делал также Сталин — создавал мощь страны, чтобы обеспечить для неё мир после ужасной войны. Именно потому, что я уже много отдал этому и многого достиг, я невольно <…> создавал иллюзорный мир себе в оправдание (я, конечно, чуть-чуть утрирую, чтобы была ясней моя мысль). Очень скоро я изгнал из этого мира Сталина <…>. Но оставались государство, страна, коммунистические идеалы. Мне потребовались годы, чтобы понять и почувствовать, как много в этих понятиях подмены, спекуляции, обмана, несоответствия реальности».

«Сахаровская слойка»

Перед теми, кто работал в Арзамасе-16, стояла задача разработать не просто ядерное оружие, а термоядерное — водородную бомбу. Различаются они тем, что в ядерной бомбе идёт распад ядер радиоактивных элементов, а в термоядерной — синтез. За счёт этого водородная бомба имеет большую мощность.

-2

Арзамас-16. (wikimapia.org)

Сахаров предложил конструкцию, в которой слоями располагались термоядерное горючее и тяжёлый уран (отсюда и название — «сахаровская слойка»). Такая бомба оказалась одновременно мощной и компактной. С точки зрения вооружения — оптимальная, если не вспоминать о катастрофических последствиях.

Помимо этого, учёный занимался вопросами управляемого термоядерного синтеза. В этой области его наиболее известным изобретением стал токамак — тороидальная камера с магнитной катушкой. Благодаря работам Сахарова удалось, в частности, получить рекордные по силе магнитные поля, а сегодня управляемый термоядерный синтез — это основа чистой энергетики.

Первые испытания

Первую советскую термоядерную бомбу испытали в августе 1953 г. в Семипалатинске. У американцев к этому времени тоже уже прошли аналогичные испытания, но США подготовили лишь прототип, а советские физики сделали полноценную «сахаровскую слойку». СССР вышел вперёд в гонке вооружений.

Сахаров был удостоен Сталинской премии, получил звание Героя Соцтруда, орден Ленина, наконец ему дали квартиру, чего он не мог добиться очень долго. Более того, в 32 года он стал действительным членом Академии наук. На него буквально обрушились все возможные блага.

-3

Андрей Сахаров и Игорь Курчатов. (strana-rosatom.ru)

Испытания термоядерного оружия продолжались. В 1955 г. всё на том же Семипалатинском полигоне они привели к жертвам: погиб один солдат, которого в момент взрыва засыпало землёй, и трёхлетняя девочка в близлежащем ауле. На малышку обрушился потолок дома. Новая череда наград ждала Сахарова, а он писал: «Конкретно я не чувствовал себя виновным в этих смертях, но и избавиться полностью от сопричастности к ним не мог». Постепенно к этому чувству вины добавилось другое: понимание опасности, которой подвергаются все жители Земли.

Осознание трагедии

В какой-то момент Игорь Курчатов попросил Сахарова изучить, какие последствия для организма несёт радиация. Ведь в зоне испытаний, несмотря на все меры предосторожности, люди подвергались облучению, да и взрывы в атмосфере не могли пройти бесследно. Сахаров получил поистине ужасающие цифры: после каждого подрыва на полигоне жертвами оказывались десятки тысяч человек, которые получали «наследство» в виде многочисленных мутаций.

Андрей Дмитриевич обращался к руководству страны, настаивая на прекращении ядерных испытаний. Примерно в это же время, в 1955 г., в Лондоне был опубликован документ, получивший название «Манифест Рассела-Эйнштейна». Его подписали математик и философ Бертран Рассел, физик Альберт Эйнштейн и ещё 9 учёных с мировыми именами. Они заявили: «Люди не отдают себе отчёта в том, что опасность грозит каждому из них, их детям, внукам, а не абстрактному «человечеству». До них не доходит, что угроза, как дамоклов меч, нависла над ними, их близкими. А посему считают, что можно продолжать воевать, запретив лишь современные средства массового уничтожения. Но это иллюзия. Какие бы соглашения по запрещению водородной бомбы ни были достигнуты в мирное время, никто и внимания на них не обратит, если разразится война. И воюющие стороны начнут интенсивно производить это оружие из опасения, что это сделает противная сторона, которая в этом случае несомненно станет победителем».

В 1957-м в канадском Пагуоше состоялась встреча учёных, которые вступали за контроль над вооружением. Пагуошское движение существует и сейчас, в 1995 г. оно было удостоено Нобелевской премии мира.

-4

Царь-бомба. (wikipedia.org)

Общемировые усилия привели к тому, что до 1961 г. СССР, США и Великобритания отказались от ядерных испытаний. В 1960-м в лагерь ядерных держав вступила Франция. Годом позже Хрущёв распорядился возобновить работы.

Сахаров чуть не вступил с Первым Секретарём ЦК в открытый конфликт, но Хрущёв дал ему понять, что уступок не будет. Андрей Дмитриевич работает над самой мощной бомбой АН602, «царь-бомбой». Её испытания не рискнули проводить в Семипалатинске, отправили в 1961 г. на Новую Землю. Высота ядерного гриба, выросшего на месте взрыва, составила 67 км.

Но это было ничто по сравнению с тем, что СССР снова опередил всех в ядерной гонке. А вот Сахарова дальнейшая работа над оружием совсем его не привлекала, он вновь занялся теоретической физикой. В 1969 г. смог наконец-то вернуться в Москву, в ФИАН, где и работал всю оставшуюся жизнь.

Правозащитник

В 1962 г. в Советском Союзе прошли испытания сразу двух бомб, разработанных разными КБ. Сахаров стучался во все двери, пытаясь предотвратить ненужные эксперименты, мощности бомб были примерно одинаковые, а ущерб — двойной. Но это ему не удалось. И только Карибский кризис и активизация антивоенного движения во всём мире привели к подписанию в 1963 г. Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой (Московского договора).

-5

Никита Хрущёв и Джон Кеннеди. (wikipedia.org)

Добившись успеха в области запрета ядерных испытаний, Сахаров борьбу не прекратил. В 1964 г. он пишет Хрущёву: «Гибель десятков других выдающихся ученых, отстранение от работы тысяч честных ученых — несмываемое пятно на лысенкоизме. На протяжении почти 30 лет было дезорганизовано обучение молодёжи, этот вред сразу не поправишь». Лысенковщина в науке опасна, говорит учёный. Хрущёв взбешён — опять мешает.

За этим последовали выступления против реабилитации Сталина, участие в правозащитных акциях, письмо за освобождение Гинзбурга, Галанскова, Лашковой и Добровольского, защита Байкала, заявления против ввода советских войск в Афганистан… Всё закончилось тем, что в 1980 г. академика, трижды Героя Соцтруда, обладателя Сталинской и Ленинской премий сослали «с глаз долой», в Горький. Обескуражило Сахарова то, что никто из коллег не вступился за него, ни один учёный не сделал заявления. «Хочется всё же думать, что люди просто ещё не понимают своих возможностей и ситуации в целом. В этом случае ещё есть на что надеяться», — писал он потом.

-6

Андрей Сахаров и Елена Боннэр. (wikipedia.org)

Фигура Сахарова — сложная, многогранная, противоречивая. Её осмысление происходит и сейчас, в том числе в рамках художественных экспериментов. Так, театр «Практика», Центр электроакустической музыки (ЦЭАМ) и Мастерская Брусникина создали совместный проект — документальную оперу «Аскет», посвящённую некоторым сюжетам биографии Андрея Сахарова. В ней нашли отражение сомнения учёного относительно нравственности того, чем он занимался на протяжении многих лет. Наверное, необычная форма оперы-перформанса-аллегории наилучшим образом подходит для того, чтобы рассказать о сомнениях Сахарова и его убеждённости в том, что человек тоже отвечает за судьбу мира. «Хочется всё же думать, что люди просто ещё не понимают своих возможностей и ситуации в целом».

Наука
7 млн интересуются