Короткая рецензия на книга Александра Пономорёва 305-мм мортиры «Шкода» М11 и М16.
Осенью 1941 г. в Крыму появилась техника, напоминавшая архаичные механизмы из прошлого: 11-я армия фон Манштейна получила австро-венгерские осадные гаубицы образца 1911 г. 305-мм мортира (30,5 cm Bombenmerser M11) с характерным коротким стволом и бочкообразными амортизаторами, более известная под армейским прозвищем "Стройная Эмма" - ироничное производное от литеры "М" в обозначении, - к тому времени уже считалась одним из символов Первой мировой войны. "Большая пушка" чешской фирмы "Шкода", хоть и выглядела "антиквариатом", но не устарела и абсолютно соответствовала требованиям Второй мировой. Мортиру отличали высокая мобильность в сочетании с огромной огневой мощью, что позволяло эффективно использовать её как при осаде в качестве "убийцы фортов", так и в позиционных боях. Сверхтяжелая "кувалда" Вермахта участвовала в Польской и Французской кампаниях, в прицеле мортир тяжелых артиллерийских батальонов были Севастополь (1941-1942) и блокадный Ленинград (1942-1944), а последним эпизодом их боевого применения стала оборона столицы Третьего Рейха.
Эта книга впервые во всех деталях рассказывает об истории создания, конструкции, опыте эксплуатации и боевом применении в сражениях двух Мировых войн легендарной 305-мм мортиры "Шкода". (Из официальной аннотации)
"305-мм мортиры "Шкода" М11 и М16. Сверхтяжелые "кувалды" Вермахта"
Автор: Александр Пономарев
Серия: "Война и мы. Танковая коллекция"
Издательство: Яуза ISBN:978-5-9955-1070-3
Год издания:2023
Количество страниц:128
Переплет:Твердый (7БЦ)
Формат:201x261 мм
Вес:0.49 кг
Тираж 700 экземпляров
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
Нельзя сказать, что эта книга была ожидаемой. Скорее она была полностью неожиданной. Представить себе, что в конце 2022 года тема осадной артиллерии Австро-Венгрии неожиданно будет поднята до монографии, было очень смело. Поэтому как только узнал об это издании сразу заказал и прочитал за вечер после получения.
Много раз говорил себе, что не надо критиковать книги и чужие посты и публикации. Но как и любой бумагомаратель, но в основном всё-таки читатель, хочу получать качественный и главное точный продукт. К книге Александра Пономорёва "305-мм мортиры "Шкода" М11 и М16. Сверхтяжелые "кувалды" Вермахта" претензий больше, чем к любой другой книге военной серии "Война и мы. Танковая коллекция" от издательства "Яуза". Больше разочарование было только от второго издания книги Станислава Кирильца "Автомобили-зенитки Первой Мировой войны. На передовой «войны моторов»", когда издательство в новую обложку вложило совершенно другую книгу, а здесь как раз главные претензии к автору. Спойлер - почти все, что написано о транспортной машине ошибочно. А пока про хорошее.
Не стоит описывать структуру книги, она достаточно обычна для военно-технически-исторических монографий: предшественники, история создания, конструкция, боевое применение, конкуренты, последователи. Всё это есть и в достаточном объеме и вполне исчерпывающе. Самое отличное, что это книга вообще есть. Об истории Первой Мировой войны, связанной с Австро-Венгрией, материалов вообще крайне мало, а об её вооружении нет вообще. Если возвращаться к истории РИА в Первую мировую, то обычно концентрируются на германском фронте, хотя большая часть действий происходила именно на австро-венгерском, в том числе и отлично известные брусиловский прорыв и оборона Пшемысля. Используя историю мортир автор рассказывает и о малоизвестных страницах не только австро-венгерской, но и российской истории, малоизвестных, но от этого не менее интересных.
Примерно так же раскрыта история Австро-Венгро-Итальянского фронта, одного из самых загадочных для нас, но и одного из самых интересных в истории Первой мировой. В частности Австро-Венгерской армией было реализовано выдающие наступление на сложном фронте против подготовленной обороны, которое вошло в историю под названием Битва под Капоретто. И шкодовские мортиры сыграли там не последнюю роль. Историческая часть книги точно в большом плюсе.
"Артиллерийская" часть так же не плоха, по большому счету за счет исторического экскурса и большого числа 3D рендеров и картинок, схем. Изобразительный ряд опережает описательный, но это и правильно. Может быть хотелось бы больше об особенностях производства и более уточненного описании конструкции, но это уже мелкие придирки. Стоит отметить, что вся система 305-мм мортир Шкода принималась на вооружение как мобильная, и представляла собой комплекс транспортных средств и артиллерийскую часть. И вот как только автор начинает писать об автомобильной части всё становится совсем плохо.
Автомобильная часть это именно та "ложка дёгтя", которая в принципе портит всю книгу. Если бы автор писал художественную литературу - ничего страшного, но неправильная глава, но для историко-справочной литературы фактические ошибки в одной главе ставят под вопрос и все остальные факты в остальных главах.
Историческая ссылка. Фирма Аустро-Даймлер для армии выпускала две группы тягачей - полноприводные тягачи, которые использовались для работы с 305-мм мортирами и тяжёлыми орудиями, называвшиеся Austro-Daimler Morserzugwagen и имевшие 80-100 сильные двигатели и механический привод на все колеса, и генераторные машины - Austro-Daimler Artillerie Generatorwagen, которые в частности C-zug использовались при боевой работе 380-мм и 42о-мм гаубиц AutoHaubitze. Конструктором и тех и других машин был Фердинанд Порше, хотя полноприводные достались ему в наследство от фирмы, когда он стал конструктором Аустро-Даймлера.
Ну так вот автор смешал в одно Даймлеровские генераторвагены и машины с механической трансмиссией. Для 305-мм гаубиц использовались только стандартные неприводные прицепы и обычные, хотя как сложно назвать обычными тягачи Austro-Daimler Morserzugwagen. Посвященная грузовикам часть занимает крайне незначительный объем текста, но опять же "ложка дёгтя"...
Наличие в книги большого числа 3D изображений возможно подразумевает, что мы скоро увидим от одного из производителей пластика новые модели в 1:35 или 1:72 не только самих гаубиц, как у Такома, но и тягачей и прицепов, что бы поставить всю систему на полку.
Заключительная часть книги рассказывает о конкурентах - британских, германских тяжелых системах и особенно российской тяжёлой 305-мм гаубице образца 1915 года, тема которая может быть развернута в отдельную книгу. На пользу идёт и добавленные справочные материалы об армии Австро-Венгрии, её артиллерийской тактике и элементах обмундирования. В то же время видимо по авторского замыслу было рассказать об тяжёлых германских пушках «Толстый Густав» и «Дора» и ни слова не упомянуть об развитии Шкодовской осадной артиллерии 42-cm AutoHaubitze M16 и 38-cm AutoHaubitze M16, для перемещения которых и были созданы Генераторвагены Порше. Надеюсь автор готовит вторую книгу об осадной артиллерии Австро-Венгрии.
Хотел бы поблагодарить автора книги и издательство Яуза за открытие интересной и крайне мало описанное темы. Надеюсь на второе издание, дополненное и главное исправленное в части описания транспортной техники. Всё что написано выше исключительно для того, что бы всё было лучше и лучше.
P.S. Заканчивает книгу крайне странный текст, которые называется: "Прощай оружие!". Почему-то кажется, что этот текст не имеет отношения к самой книге.
Примерно о том же, но немного с другой стороны, о чем написано в книге, можно почитать в публикациях Дзена, но больше о тягачах:
- Austro-Daimler M.06. Тягачи от Порше. Часть 01. Austro-Daimler M.06. Первый полноприводный тягач. 1906.
- Austro-Daimler M.08/09 "Titan". 1909 Тягачи от Порше. Часть 02. Austro-Daimler M.08/09 "Titan". Первый специализированный артиллерийский тягач. 1909.
- Austro-Daimler Morserzugwagen M.12. 1912 Тягачи от Порше. Часть 03. Austro-Daimler Morserzugwagen M.12. Первый артиллерийский комплекс большой мощности.
- Austro-Daimler Morserzugwagen M.12/16. 1916 Тягачи от Порше. Часть 05. Austro-Daimler Morserzugwagen M.12/16. Империя экономит, но пока не проигрывает.
- Austro-Daimler M.12/16 mit seitlichen Kettenlaufwerken. 1916 Тягачи от Порше. Часть 04. Austro-Daimler M.12/16 mit seitlichen Kettenlaufwerken. Испытания на колесно-гусеничном ходу.
- Skoda-Daimler Artilleriezugwagen M.17 Goliath. 1917 Тягачи от Порше. Часть 06. Skoda-Daimler Artilleriezugwagen M.17 Goliath. 305-мм кулак империи.
- Austro-Daimler A-zug/Landwehr Zug. 1908 Тягачи от Порше. Часть 07. Austro-Daimler A-zug/Landwehr Zug. Первый гибридный тягач и активный автопоезд. 1908.
- Austro-Daimler В-zug. 1914 Тягачи от Порше. Часть 08. Austro-Daimler В-zug. Электропоезд в поле. 1914.
- Austro-Daimler Artillerie Generatorwagen М.16. (С-zug). 1916 Тягачи от Порше. Часть 09. Austro-Daimler Artillerie Generatorwagen М.16. (С-zug). 38-cm AutoHaubitze M16.
- 42-cm AutoHaubitze M16. C-Zug. 1916 Тягачи от Порше. Часть 10. 42-cm AutoHaubitze M16. C-Zug. На службе кайзера и фюрера.
За пределами журнала на Дзене остается много материалов, которые не вписываются в его тематику или просто неформатные. Подписывайтесь на телеграмм канал - Технопутешествия. Так же на канале будут анонсы публикаций Дзена.
Канал о том, что можно из военной и технической истории увидеть просто проходя мимо:
в телеграмканале https://t.me/technomonuments и в VK - https://vk.com/remont1969
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам