Найти в Дзене
Разговор начистоту

Обычная история – двойка, только с плюсом

Я как-то, на остановке услышала разговор, по-видимому, двух учителей: «Я устала ставить «колы» и двойки, ничего не помогает. Что за дети? Ничего их не берет. Стимулируешь, думаешь, одумаются, ничего подобного. И родители… о чем только думают»?

Пришла на работу. На уроке двое взрослых учеников – подростков. Оба какие-то вялые, уставшие, расстроенные.

Спрашиваю: «Что случилось? Мне не нравится, как вы сегодня работаете. Что за настроение? Двойку что ли получили?» – «Да. По обществознанию». – «И я тоже, получил двойку, только с плюсом. По информатике». – «А почему два с плюсом, а не три с минусом»? – «Не знаю. Так получилось».

Это что? Насмешка. Издевка. Стимул для «роста».

Таких историй много. Слышу их от своих учеников, родителей, коллег.

У меня взрослый внук – подросток, у которого, «колы» в «перемешку» с пятерками, и это уже для него «норма». А я каждый раз вздрагиваю от таких «новостей».

Три «кола» подряд по географии. «Кол» за то, что забыл тетрадь. Не сделал домашнее задание, или – не успел. Бывает и по уважительным причинам. И опять «кол», и в дневник. А потом – просто не сделал. Не захотел.

Я читала и слышала, что якобы двойки и «колы» очень хорошо «мотивируют» учеников, способствуют выработке ответственности и улучшают успеваемость.

Простите, у меня другое мнение, и не только у меня.

Вот некоторые высказывания компетентных людей:

«Осознав, что успех не достижим, дети перестают стараться, и находят другие способы самоутверждения».

«Единицы и двойки отвращают детей от школы. Формируют в их сознании негатив и неприязнь».

Вы скажите, я опять на стороне «двоечников». Нет. Не правда. Я за всех. И за отличников. И за «двоечников».

Я не верю в двойки и «колы» во «благо».

Мудрость гласит: «Если ученику постоянно говорить, что он глуп, умным он не станет».

Если у меня ученики перестают заниматься, в моей голове, в душе, одна только забота: «С этим надо что-то делать». Его проблема – моя проблема. И мы вместе с ним ее решаем, и очень часто, без родителей.

Бесконечные «колы» и двойки: это для учителя неудобные, невыносимые ученики.

Но с другой стороны… Показатели успеваемости. Рейтинг школы. Извините, стимулирующие выплаты.

Да, простят меня, коллеги, плохие оценки – показатель, что предмет, или, не интересен, или, сложен и недоступен.

Интересно, какие чувства испытывает учитель, когда ставит несколько «колов» ученику по своему предмету. Неприязнь. Раздражение. Злость. Или… удовлетворение «заслуженной» оценкой.

Какие чувства и переживания у ребенка? Обида. Злость. Страх.

А у родителей? Разочарование. Раздражение. Гнев. Беспокойство.

На «страдательные» эмоции ребенка накладываются «осуждающие» эмоции взрослых…

Неудивительно, что школа в жизни детей, да и родителей, очень нелегкое испытание…

«Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни». Сенека

Прочитала высказывание: «Количество двоек и «колов» зависит от прилежания учащегося, а также профессионализма и качества работы учителя». Вы согласны?

Я против отметок, и давно от них отказалась. Мой личный опыт показывает, что гораздо эффективнее работает самооценка ученика, его собственное самоудовлетворение проделанной работой и результатом.

Известно, уже много школ, в Москве, Липецке, где некоторые классы в качестве эксперимента, перешли на «безотметочную» систему, и результаты говорят об эффективности ее.

По результатам исследования «Уверенность в процессе обучения», в 2019 году, 79% школьников в России переживают стресс из-за неуспеваемости.

В результате эксперимента выяснили, что такой высокий показатель, обусловлен самой школьной системой, в которой оценка становится не отражением знаний, а показателем «некой абстрактной» успешности: отличники, двоечники.

Много взглядов, много споров. Реформы. Новации. Однако речь, о «человеческом» факторе.

Много зависит от учителя, от его профессиональных, но в первую очередь, личностных и человеческих качеств.

«Поступайте всегда так, чтобы дети достаточно уважали вас, а не боялись». Андре Моруа.

Пишите комментарии. С удовольствием с вами пообщаюсь.

Ваша Г. Молькова.