Найти тему
МАША И МОДЕРН

Всемирная выставка в Париже. Как модерн распространялся по миру

В 1900 году в Париже прошла Всемирная выставка. В ней приняли участие 35 стран, каждая из которых привезла самые новые и смелые изобретения

Афиша Всемирной выставки в Париже. Фото из открытых источников интернет
Афиша Всемирной выставки в Париже. Фото из открытых источников интернет

В течение 7 месяцев, с 15 апреля по 12 ноября выставку посетили почти 50 000 000 (!) человек. И это в то время, когда самолеты еще не летали. Рекорд этой выставки был побит только в 2010 году в Шанхае (73 000 000 посетителей)

Подготовка к выставке началась задолго до ее открытия. Было построено метро с красивыми наземными павильонами

Грандиозные выставочные павильоны Пти-Пале и Гран-Пале

И, конечно, символ выставки и Парижа - Эйфелева башня. Сама башня, несмотря на громкую критику стоит на своем месте. А вот гигантский глобус, которые поставили рядом с ней к выставке, к сожалению, не сохранился

Эйфелева башня с глобусом. Фото из открытых источников интернет
Эйфелева башня с глобусом. Фото из открытых источников интернет

Именно на этой выставке модерн (или правильнее будет сказать ар нуво, ведь мы находимся во Франции) заявил о себе в полную мощь. Все гости выставки увидели чудесные павильоны метро Эктора Гимара, архитектуру и предметы декоративно-прикладного искусства, выполненные в новом стиле. Когда гости (среди которых были архитекторы и художники) покинули выставку, они увезли с собой воспоминания о модерне, а позже и начали его активно использовать

Гости Всемирной выставки в Париже. Фото из открытых источников интернет
Гости Всемирной выставки в Париже. Фото из открытых источников интернет

В роскошных магазинах и художественных галереях Парижа продавались первые работы в стиле модерн. Представлены они были и в одном из павильонов выставки. Там можно было встретить главные имена стиля - Эмиль Галле, Эктор Гимар, Жак Мажорель, Альфонс Муха и Рене Лалик

Более подробно о Рене Лалике можно прочитать в моей статье "Рене Лалик. Ювелир и революционер эпохи модерна"

С модерном все понятно. А чем еще удивляли гостей выставки?

Первые озвученные фильмы (в том числе работы братьев Люмьер)

Движущиеся тротуары (траволаторы), длиной в 2 мили (3,2 километра)

Рудольф Дизель представил дизельный двигатель, работающий на рапсовом масле

Были также представлены панорамные картины и новые панорамные техники, такие как синеорама, мареорама и Транссибирская железнодорожная панорама. Ради создания последней, художник Павел Пясецкий действительно проехал почти всю Сибирь. Размер движущейся панорамы составлял более 900 метров

Во Дворце Иллюзий продемонстрировали телескоп с диаметром объектива 1,25 м, позволяющий увидеть Луну с расстояния одного метра. Этот телескоп был самым большим из всех созданных на тот момент. Окуляр телескопа насчитывал 60 м в длину и 1,5 м в диаметре. Размеры прибора не позволяли передвигать его, он оставался в горизонтальном положении, а наблюдения за разными участками неба осуществлялись при помощи двухметрового подвижного зеркала

Телескоп на Всемирной выставке в Париже. Фото из открытых источников интернет
Телескоп на Всемирной выставке в Париже. Фото из открытых источников интернет

Русский инженер Лавр Проскуряков получил Золотую медаль выставки за Красноярский железнодорожный мост. Во главе комиссии, которая распределяла награды стоял сам Густав Эйфель

Мост через Енисей в Красноярске. Фото из открытых источников интернет
Мост через Енисей в Красноярске. Фото из открытых источников интернет

Кстати, Российская империя получила самый большой по площади участок для строительства своего павильона - 24 000 м². На участие в выставке Россия потратила 5 226 895 рублей (более 5 миллиардов современных рублей)

Русский павильон на выставке в Париже. Фото из открытых источников интернет
Русский павильон на выставке в Париже. Фото из открытых источников интернет

Спасибо за внимание!

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк и подписывайтесь на канал "МАША И МОДЕРН"