Найти тему

Высшее искусство педагога, или умение пробудить радость от творческого выражения и получения знаний

Традиция праздновать «год культуры», «год русского языка» «год педагога и наставника» постепенно утрачивает свою функциональность, традиция девальвируется и становится обязательной лишь для государственных чиновников. А ведь так важно обратить внимание именно на те явления в нашей жизни, которые со временем перестают быть социально значимыми. Мы сейчас стремимся возродить институт наставничества, и сделать это одномоментно не просто. Образование в нашем обществе уже много лет позиционировалось как услуга. Как вернуть уважение к педагогу, наставнику? Или можно обойтись только получением знаний?

Наша страна славится многими великими педагогами мирового уровня. Это К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский. Мне представляется важным вспомнить еще и тех, кто научил мир снимать кино, открыл психологизм в новом искусстве, создал «учебник мысли и чувства». Это первые великие преподаватели киноискусства Л. Кулешов и С. Эйзенштейн.

Лев Кулешов стал преподавателем Государственной школы кинематографии (сегодня — ВГИК) в 1919 году, когда ему было всего 20 лет. Вокруг него быстро сложился «коллектив Кулешова» — группа молодых людей, которые хотели экспериментировать с кино. Туда входили будущие режиссеры Всеволод Пудовкин и Борис Барнет, актеры Александра Хохлова, Леонид Оболенский и другие.

Первые навыки работы в кино Кулешов получил в студии известного кинопродюсера, одного из создателей русского кинематографа Александра Ханжонкова. Здесь будущий архитектор советского кинематографа создавал декорации для картин режиссёра Евгения Бауэра.

Кулешов вошел в историю как открыватель так называемого «Эффекта Кулешова» – именно он первым заметил, что два кадра, при монтаже поставленные друг с другом рядом, формируют новый – третий – смысл. Крупный план человека, по задумке режиссера, чередовался с другими кадрами. В результате переживания героя на экране поразительно видоизменялись. И это не единственное новаторство Кулешова. Он также создал такие проекты как «Творимая земная поверхность», «Творимый человек» и «Танец».

Плёнки для собственных съёмок не было, поэтому Лев Кулешов экспериментировал с обрывками старых фильмов. Когда ученикам удалось раздобыть немного плёнки, эксперименты были продолжены. Этюд был назван «Творимая земная поверхность». Актёры были сняты в разных местах Москвы, а потом смонтированы так, что казалось, будто они едут друг навстречу другу, а потом встречаются. Этот прием стали называть «географический монтаж». Второй этюд назывался «Творимый человек», в котором экспериментаторам, «снимая крупно - спину одной женщины, глаза другой, рот опять другой женщины, ноги третьей и т. д., удалось смонтировать реально несуществующую женщину». Это не просто первые серьёзные опыты в области спецэффектов, это уже непосредственный подход к фантастическому кино.

В 1941 году в свет вышла книга Кулешова «Основы кинорежиссуры», ставшая азбукой для последующих поколений киноработников во всём мире. За неё он получил степень доктора наук.

-2

Сергей Эйзенштейн, известный, прежде всего как кинорежиссер, помимо этого был величайшим педагогом в истории кино. Он не учил ставить спектакли или снимать фильмы — он учил думать по-режиссерски. Однажды, по его словам, студенты спросили: «Как стать Эйзенштейном?» Всеми своими лекциями он пытался доказать, что Эйзенштейном стать невозможно, да и незачем; что в кино нет незыблемых формул, что нужно учиться не беспроигрышным правилам создания великого (или просто хорошего) фильма, потому что их тоже не существует, — изучать нужно метод создания произведения искусства. Поэтому и лекции его не были в полном смысле лекциями — он не передавал свой опыт и не пересказывал чужой, а обучал тому, как этот опыт приобретать самостоятельно.

Публику нужно удивлять, так рождается новый психологический прием в кино. Это положение режиссера стало базисным в манифесте «Монтаж аттракционов», который был связан с постановкой его первого самостоятельного спектакля «На всякого мудреца довольно простоты» в Первом Рабочем театре Пролеткульта. Эйзенштейн использовал слово «аттракцион» (от лат. attrahere – «притягивать, побуждать») в значении составной единицы воздействий. Задача режиссера – научить думать публику.

Эйзенштейн искал новые формы во всем. В ракурсах съемки, чередовании планов, монтаже, жестких уколах зрителя, которого он стремился эмоционально потрясти. Он решительно смешивал стили, использовал приемы из разных жанров, даже комбинированные съемки и спецэффекты. Он не собирался снимать реалистичное историческое кино, а создавал художественное произведение, которое должно было произвести на зрителя глубочайшее эмоциональное впечатление. Поэтому нелепо обвинять его в том, что для усиления зрительского восприятия он зачастую искажал реальный ход событий.

«Моим художественным принципом было и остается не интуитивное творчество, а рациональное, конструктивное построение воздействующих элементов; воздействие должно быть проанализировано и рассчитано заранее, это самое важное» («С. Эйзенштейн о С. Эйзенштейне…»).

Сейчас весь мир в кризисе. Нам надо думать о новой точке отсчета, новом векторе движения, новом способе организации нашей цивилизации. Нужен новый взгляд на реальность. Сергей Эйзенштейн и Лев Кулешов в начале века двадцатого осуществили революцию взгляда. Своим творчеством эти художники показали, что всегда надо искать новую точку зрения.

Ирина Мурзак

филолог, литературовед, театровед

доцент Департамента СКД и Сценических искусств ИКИ МГПУ