За последние годы мы привыкли к гибкому рабочему графику, удалённой и проектной работе. Стали говорить про здоровое отношение в коллективе и фокусируемся на результат, а не на процесс. В том числе за этот прогресс в отношении к работе нужно благодарить гибкие методики управления проектами, о которых поговорим в этой статье.
Привет! Skillscanner – агрегатор онлайн-курсов, а целевая аудитория — люди, которые хотят получить новые навыки. Сегодня расскажу, почему для успешного бизнесмена недостаточно только заниматься своим делом.
Управление проектами
Всё началось в 2001 году, когда группа айтишников выпустили манифест The Agile Manifesto. В нём они описали более гибкий подход к разработке программного обеспечения. До этого было принято, что проект изначально жёстко регламентирован и разработка проходит по чёткому плану. Но разработчики, которые собрались в штате Юта, были не согласны с таким методом менеджмента проектов. Они понимали, что отходить от изначального ТЗ необходимо, если команда или заказчик нашли более грамотное решение. Разработка продукта должна быть гибкой, готовой к изменениям. По этим принципам и сформирован манифест 2001 года.
Что такое Agile
Если коротко, Agile — это философия; набор подходов к организации работы в команде, который основывается на четырёх ценностях:
- люди и их общение важнее инструментов и процессов;
- продукт важнее документации и отчётов;
- контакт с заказчиком важнее финального контракта;
- изменения важнее изначального плана.
Основные принципы Agile
- главный приоритет — решение проблемы клиента через продукт;
- изменения продукта в целом или отдельной задачи приветствуются даже на финальных стадиях разработки, если они улучшат итоговый продукт;
- работающий продукт следует выпускать как можно чаще, с периодичностью от пары недель до пары месяцев;
- разработчики и заказчик должны работать вместе, от начала проекта до конца;
- команда должна состоять из мотивированных профессионалов и со стороны исполнителей, и со стороны клиента;
- основной показатель прогресса в работе — работающий продукт;
- в центре внимания — гибкость, техническое совершенство и качество проектирования;
- простота, то есть искусство минимизации лишней работы, необходима на всех этапах разработки;
- самые лучшие решения получаются у самоорганизующихся команд (то есть групп, которые умеют взаимодействовать между собой и принимать решения);
- необходимо постоянно анализировать продукт, искать способы его улучшения. Если они находятся — корректировать стиль работы.
Финальный проект рождается из множества циклов на каждую задачу, которые состоят из этапов: планирование, разработка, тестирование и демонстрация. Когда один цикл успешно завершён, дополнение может быть внедрено в финальный продукт.
Философия Agile совершила революцию в продакт-менеджменте. Но в чистом виде она не помогает наладить работу. Необходимо было разработать практический метод организации производства IT-продуктов с чёткими этапами. Так появились ответвления: Scrum, Kanban и Lean.
Что такое Scrum
Scrum — это методология, позволяющая разработать продукт, который максимально решит проблемы заказчика с минимальными временными затратами. Такой результат достигается соблюдением определённых этапов.
1. Разработка концепции продукта, составление технического задания совместно с заказчиком. Первоначальный план работы.
2. Сбор команды. Чаще всего над проектами работает небольшая группа из 6 — 10 человек. Обязательно в команду входят:
- заказчик или представитель, который погружён во все этапы проекта, ставит задачи и чётко понимает, каким должен быть финальный продукт. Обязательно, чтобы этот человек имел представление о разработке, чтобы минимизировать время погружения в техническую часть.
- scrum-мастер — сотрудник, который следит за соблюдением методологии. Это специалист по подходу, который отвечает за коммуникацию внутри команды.
- исполнители (в случае IT-проекта — разработчики).
3. Планирование спринтов, то есть отрезков времени, в которые выполняется конкретная задача. Например, необходимо внедрить в мобильное приложение банка функцию «найти банкомат». Вся команда собирается, выявляет задачи, раскидывает из по специалистам, определяет дедлайн (оптимально — около двух недель)
4. Ежедневные статусы о проделанной и планируемой работе. Команда собирается на митинг (но не более чем на 15 минут) и каждый участник рассказывает, что сделано с прошлой встречи и что будет завершено до следующей. Так мастер сможет оценить, всё ли идёт по плану и нужно ли вносить коррективы.
5. Визуализация спринта. Для этого чаще всего используют программные доски, чтобы наглядно видеть статус работы над продуктом. Обязательно отразить:
- все невыполненные задачи по ТЗ;
- текущие задачи в работе;
- выполненные задачи.
6. Ретроспектива спринта. Когда задача выполнена, команда обсуждает аспекты проведённой работы. Если выявляются проблемные моменты в коммуникации, их решает мастер.
Scrum метод лучше всего подходит для команд с мультифункциональными исполнителями, которые при этом специализируются на своём направлении. Так каждый участник команды будет отвечать за свою задачу, при этом разбираясь в работе коллег.
Что такое Kanban
Kanban — это управление проектом через визуализацию. Смысл подхода в том, что управлять проектом необходимо через наглядное планирование. Наверняка каждый хоть раз сталкивался с Trello — площадкой для совместной постановки задач. Эта платформа, в основе которой метод Kanban.
Чаще всего Kanban-доски имеют следующие столбцы:
- то, что нужно сделать в будущем;
- задачи на обсуждение;
- дела в работе;
- задачи на согласование;
- завершённые задачи, и другие.
Подход основывается на вовлечённости всей команды в проект; прозрачности и строгом контроле постановки задач, дедлайнов и процесса выполнения. Система подразумевает, что команда, которая работает над проектом, обитает в одном пространстве и видит весь пул задач. Так получается оценить вклад каждого сотрудника в проект, выявлять недостатки и следить за графиком.
Scrum и Kanban — это методики, которые можно интегрировать в управление проектом одновременно, чтобы повысить эффективность коммуникации и выполнения задач. Грубо говоря, первая используется для планирования работы и взаимодействия команды, а вторая — как инструмент мониторинга постановки задач и их выполнения.
В контексте Agile также говорят о подходе Lean. В отличие от Scrum и Kanban, этот метод шире.
Что такое Lean
Lean (бережливое управление) — это система, которая нацелена на организацию работы так, чтобы исключить всё лишнее. Суть подхода в том, чтобы отказаться от излишеств и любых ненужных элементов, на которые тратятся силы, время и деньги, и таким образом оптимизировать работу. Может работать как в отдельном проекте, но обычно распространяется на управление компании в целом.
Подход Lean: принципы
- Узнайте, что конкретно создаёт ценность вашего продукта для конечного потребителя. Ненужные элементы, которые не влияют на интерес клиента к товару, должны быть исключены. Это поможет избавиться от лишнего, что сэкономит ресурсы компании.
- Определите самые важные процессы бизнеса. Перенесите на их оптимизацию все ресурсы, которые освободились.
- Наладьте непрерывный производственный процесс, чтобы исключить «простой». Ведь заминки в рабочем процессе — тоже излишества, которые необходимо ликвидировать.
- Производите только те продукты, которые имеют спрос у покупателей. «Провисающие» позиции стоит исключить из ассортимента, чтобы минимизировать затраты, а освободившиеся ресурсы направить на то, что приносит доход компании.
- Постоянно анализируйте процесс и корректируйте бизнес-план. Проводите работу по оптимизации производства продуктов как можно чаще, чтобы на ранних стадиях определять излишества.
Коротко:
Agile — это философия гибкого управления проектами;
Scrum — это методика, максимально приближённая к Agile. Конкретные этапы, которые помогают достигать максимальной эффективности в работе команды;
Kanban — это способ менеджмента задач через визуализацию;
Lean — методика управления бизнесом в целом. Помогает вести бизнес без излишеств.
На платформе Skillscanner собраны курсы по управлению в IT и основам программирования. Вы можете подобрать обучение по критериям цены, насыщенности программы и отзывам учеников. И для этого не нужно тратить время на самостоятельный анализ десятков курсов — всё есть в одном месте!