Заодно выясняем, как банальный клон The Division стал больным местом всей индустрии.
Первая The Division – чумовая игра. Практически вне критики. Да, издатель смухлевал на релизе, но даже трети от обещанного хватило, чтобы шутер стал иконой жанра, показав безумно живой и проработанный сеттинг.
Феномен The Division не остался незамеченным. То здесь, то там всплывают очевидные попытки выпустить клон этой невероятной игры. Кончают плохо.
Громче всех провалилась The Division 2. Чтобы решить проблемы оригинала и обеспечить стабильный доход, Ubisoft выпустила вторую часть, где убрала все хорошее и усилила все плохое. Ковидные и внутренние сложности примешали разработчикам довести проект до стабильности.
Зато мы получили наглядный образец для сравнения. Чтобы понять величие оригинала, достаточно поставить рядом обе игры. В продолжении деталей стало больше, но утекла суть мира. Новый город оказался мертвым и пустым, как парк аттракционов без посетителей.
Урок получен. Теперь все знают ключевые фишки, представляют суть задумки, но никто не может перенести теорию на практику. Будто настоящая The Division – игра из другого поколения, из будущего. Слишком амбициозная для нашего десятилетия, требующая гигантских ресурсов. Ну, скажем, 20 лет назад таковой казалось Dwarf Fortress.
Компромисс предложили якутская студия Fntastic и издатель MyTona. В The Day Before игроков поместят в знакомый, но ставший чужим мир – опустошенную Америку, захваченную зомби. Красивая аллюзия на общество или бездумная калька с фильмов – тут не важно. Важна иммерсивность, погружение в новую реальность, сулящую множество деталей и открытий.
От заселенных городов якуты отказались, днём их патрулируют банды мародеров, а по ночам выходят монстры. Окунуться в атмосферу постапокалиптического общества предлагается небольших крепостях, кордоном растянутых по пустошам. Там соблюдается перемирие и там же отдыхают после вылазок отряды добытчиков. Звучит складно и знакомо? Не для западных игроков. Так что долгое время The Day Before была самой желаемой игрой в Steam. Но сейчас морок развеялся.
Почему The Day Before – фейк
Сперва обсудим то, что предоставили сами разработчики The Day Before, и за чем мы внимательно следили все это время.
- Фальшивый геймплей. Все официальные геймплейные видео – постановки.
- Почему постановки? Они целиком состоят из референсов на популярные франшизы от Call of Duty и The Division до The Last of Us и Resident Evil. Даже YouTube перепутал игру с The Division.atomic:embed 1
- А еще из-за странной камеры, отсутствия прицела и других особенностей, которые выдают с головой, что перед нами не настоящий геймплей.
- Внимательные пользователи давно нашли знакомые ассеты. Например, шрифты и иконки из The Last of Us. И некоторые анимации. А еще кусочки из Red Dead Redemption 2 и State of Decay.
- Множество противоречий. Все опубликованные видео различаются. Некоторые отрывки геймплея не сходятся с тем, что показывают в девблогах разработчики.
- Туманная концепция. Внятно описать игру разработчики не могут. Лутаем шмотки днем, ночью стреляем в монстров. Есть мини-игры. Возможно, будут караваны. Стандартная история для российских разработчиков.
- Технический вопрос. Разработчики поразительно легко перешли на Unreal Engine 5 и перенесли на целый год релиз, назначенный на этот. В теории, Epic все для этого обеспечила. На практике независимые разработчики не могут себе позволить отказ Unreal Engine 4 в разгар подготовки к релизу.
- Ненадежные инвесторы. MyTona – типичная контора, оседлавшая лицо гиперказуалок. Источники финансирования не раскрывает, ссылается на личный капитал. Видимо, там кубышка больше, чем у Ubisoft. Она же компенсировала перенос релиза до осени 2023 года.
Еще полгода назад у зарубежных блогеров появились сомнения в реальности игры. В основном из-за того, что разработчики пропадают со связи. Мол, какие события не происходят в мире, у ААА-проектов всегда находится время для обновления материалов.
Сторонники игры парировали: она выглядит как мечта, мы готовы ждать и терпеть, даже зная о том, что геймплей ненастоящий. Watch Dogs их много научила. Даже наоборот – рендер и монтаж так хороши, что это подчеркивает наличие талантов у студии. Наивная точка зрения, ну зато позитивная.
С тех пор ситуация немного изменилась. Любовь сменилась на хейт, и триггером стала агрессивная позиция Fntastic после пропажи страницы из Steam. За это время The Day Before собрала множество негативных сплетен вокруг себя. Вспомним те, что сопровождают разработку.
- Нулевой опыт. У Fntastic не было ни одного похожего проекта. Как показывает история, разработчикам очень тяжело переходить из жанра в жанр. Даже крупные издатели при смене жанра вынуждены искать новые студии, создавать команды, выкупать какие-то наработки, тестировать их на проходных проектах. Допустим, чем-то подобным сейчас занимаются Creative Assembly и Playground Games.
- Параллельная разработка. Крохотная Fntastic, чей головной офис в Якутии, а персонал раскидан по миру, умудрилась в это же время разработать и выпустить Propnight.
- Нет живых материалов. За четыре года разработки разработчики не выпустили даже демки для журналистов.
- Авторитеты подозревают скам. Алекс Ничипорчик, основатель и гениральный директор TinyBuild, посмотрел геймплей и заявил: «Это не настоящая игра. Это не настоящий геймплей. Это не MMO. Я с радостью куплю ее у MyTona и запущу нормальную PvP MMO». Возможно, он экспрессивен, но точно шарит за индустрию.
- Подозрительные инсайды. Сергей Гресь, назвавшийся бывшим главой нарративного отдела MyTona, не стал критиковать игру в публичном обращении. Но намекнул, что трейлеры могут быть «сшитыми из ассетов».
- Отвратительное поведение модераторов в дискорд-каналах официального сообщества. В моем личном списки худшей модерации они потеснили бездарей с форумов браузерных игр Mail.ru и фришардов L2. Они неспособны справиться с комьюнити-менеджментом, а также навбрасывали дизенфы, не имея доступа к материалам разработки.
- Маленький скандал с волонтерами. Fntastic активно использует волонтеров для своих потребностей. То есть у компании есть средства на переносы, но она вынуждена использовать бесплатный труд? Наемных сотрудников компания называет «оплачиваемыми волонтерами». Почему? Потому что такова культура компании.
Почему The Day Before – настоящая игра
- Так утверждает MyTona.
- Код существует. Из видео Греся понятно, что игра на стадии продакшена, набраны сотрудники и необходимые специалисты.
- Фирменные якутские подделки. Все успешные игры MyTona и Fntastic вторичны, но успешны. Почему бы фабрике клонов не выпустить еще один, но уже по лекалам The Division
- Традиции индустрии. Использовать референсы в трейлерах нормально. Некоторые крупные издатели выпускают «геймплей» еще на препродакшене. (Получился Anthem).
- Стоковые ассеты не грех. Есть множество игр, где использованы ассеты со стоков. Generation Zero, например. Погодите, это точно хороший пример?
- Открытая разработка. Разработчики дают интервью и записывают блоги, где жалуются на работу и различные сложности. То есть код они точно пишут.
- Разработчики не отрицают проблемы. К примеру, вот их мнение о ситуации со Steam. Фактически, они попались на патентного тролля. Соотвественно, их можно обвинить в неопытности, а не в мошенничестве.
- Отзывы сотрудники. Боссы-самодуры, текучка, нездоровый климат, постоянные переделки. Типичный рабочий процесс в крупной отечественной студии. Возмем Atomic Heart – все то же самое, переносов много, но игра ушла в печать.
Смотрите также: Жадность, наглость и некомпетентность: источники из Fntastic раскрыли правду о The Day Before и своих работодателях
Возможно, некоторые пункты вас убедят, а другие – нет. Очевидно лишь то, что скороспешных выводов делать нельзя, все не так однозначно.Вполне возможно, что игра действительно существует, но она у бабушки в деревне. Или только в голове у братьев Готовцевых.
Западные игроки в целом не против ждать даже 5 лет, так им нравится доработанная идея The Division. Но отвратительная работа Fntastic с сообществом полностью убила их настрой. А если игру не ждут, а разработчиков презирают, достойна ли такая игра существования?