Проснись и убивай! Италия-Франция. Режиссер Карло Лидзани. Сценарист Уго Пирро. Оператор Армандо Наннуцци. Композитор Эннио Морриконе. Актеры: Роберт Хоффман, Лиза Гастони, Джан Мария Волонте и др.
"Вы хотите пережить момент ужаса? Идите на наш фильм! А всегда очень грустно, когда художник изображает уродливое, жестокое только для того, чтобы пощекотать нервы зрителя. Быть может, наибольшее огорчение в этом смысле вызвала итальянская картина «Проснись и убивай!».
Рассказывая историю знаменитого миланского гангстера Лютринга, авторы, по их словам, хотели показать, как само общество, газеты, телевидение создавали рекламную шумиху вокруг простого итальянского парня и толкали его на новые преступления.
Но социальная тема фильма растворилась в эффектных похождениях Лютринга. Широкий экран, цвет, дробь автоматных очередей, шикарные витрины ювелирных магазинов, которые грабит Лютринг, и роскошные отели, где он отдыхает перед новыми подвигами вместе со своей очаровательной возлюбленной. (Ее играет Лиза Гастони — актриса прекрасной внешности, взрывчатого темперамента.)
Погони, аэропорты, стремительные виражи по крупнейшим городам Европы — Милан, Париж, Амстердам — под звон разбиваемых витрин. Авторы хотели снять с Лютринга романтический ореол — думается, они заставили его сиять еще ярче.
Фильм кончается долгим пробегом раненого Лютринга по улицам Парижа, крупным планом его искаженного болью, усталостью лица. А я в это время вспомнил другой, как будто очень похожий пробег в финале фильма Годара «На последнем дыхании». Смертельно раненный гангстер — Бельмондо — долго бежал, спотыкаясь, почти падая, а по улице мимо него, равнодушно и не обращая внимания на умирающего, шли прохожие.
Трагическое одиночество героя открывалось в этом образе улицы с пронзительной силой. В итальянском фильме, смотря на лицо Лютринга, думаешь только: убежит или нет? В сопоставлении этих, казалось бы, аналогичных сцен открывается различие между искусством подлинным и коммерческим. Самое грустное, что фильм этот поставил Карло Лидзани по сценарию Уго Пирро — два крупных мастера, оставивших свой след в славной истории итальянского неореализма. Обидный компромисс!" (Ханютин Ю. Карловы Вары – 1966. В поисках синтеза // Советский экран. 1966. 18: 14-15).