Найти тему
История живописи

Позабытый академик исторической живописи Исаак Аскназий

Портрет Исаака Аскназия, В.Е. Савинский, 1885. Научно-исследовательский музей РАХ.
Портрет Исаака Аскназия, В.Е. Савинский, 1885. Научно-исследовательский музей РАХ.

Герой сегодняшней статьи родился в 1856 году в городе Дрисс, ныне это Верхнедвинск на севере Белоруссии. По крайней мере, так заявлено в современных источниках, хотя в дореволюционных был указан Полоцк. Но города эти не так уж далеки друг от друга, поэтому сути дела это не меняет. Родился он в еврейской семье, его отец был купцом 2-ой гильдии. О семье данных мало, но известно, что именно отец будущего художника "полоцкий мещанин Лейб Аскназий" подал (в 1870 году, если быть точным) прошение в Академию художеств с просьбой принять его сына в вольноприходящие ученики.

Прошение было удовлетворено, а четыре года спустя, он "был принят в академисты", что в числе прочего означало, что за обучение больше платить было не нужно. Далее было обучение у лучших на тот момент профессоров исторической живописи, в том числе у Василия Верещагина, Петра Шамшина и Павла Чистякова. За время обучения Исаак Аскназий смог получить все возможные награды академии, в итоге закончив ее с большой золотой медалью за эту картину:

"Блудница перед Христом", И.Л. Аскназий, 1879. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Блудница перед Христом", И.Л. Аскназий, 1879. Русский музей, Санкт-Петербург.

Осенью следующего года он отправляется в пенсионерскую поездку за границу. Но перед этим он напишет еще одну картину, на которой, по семейной легенде, изобразит свою будущую жену Софью. Картина называется "Марранка", что отсылает нас к испанскому средневековью, ведь именно так жители Пиренейского полуострова называли евреев, принявших католицизм. Инквизицией частенько такие новообращенные рассматривались как "неблагонадежные", втайне продолжавшие исповедовать свою веру.

""Марранка (В темнице)", И.Л. Аскназий, 1880. Научно-исследовательский музей РАХ.
""Марранка (В темнице)", И.Л. Аскназий, 1880. Научно-исследовательский музей РАХ.

В Европе он посетит немецкие города, Прагу, Вену, а конечной точкой в его путешествии, как это чаще всего и бывало в пенсионерских поездках была, конечно же, Италия. В 1884 году Аскназий вместе со своим коллегой Василием Савинским посетят выставки в Турине и Парижский салон - самую престижную французскую выставку. Именно Савинский и напишет портрет своего друга Исаака Аскназия, который вы видели в начале статьи. И напишет он его прямо перед возвращением в Россию в 1885 году.

Совет Академии художеств посчитал, что поездка была весьма успешной для художника и "пенсионерское пребывание за границей во многом способствовало развитию его художественного таланта". Прямо в год своего возвращения на родину художник закончит свою картину на библейский сюжет, которую начал еще будучи в Риме.

"Моисей в пустыне, задумывающий предприятие свое об избавлении израильтян от египтян", И.Л. Аскназий, 1885. Научно-исследовательский музей РАХ, Санкт-Петербург.
"Моисей в пустыне, задумывающий предприятие свое об избавлении израильтян от египтян", И.Л. Аскназий, 1885. Научно-исследовательский музей РАХ, Санкт-Петербург.
"Трое русских пенсионеров Академии художеств, связанных многолетней дружбой, - В.С. Смирнов, И.Л. Аскназий и В.Е. Савинский", Рим, 1884 год. Фотография из Русского музея.
"Трое русских пенсионеров Академии художеств, связанных многолетней дружбой, - В.С. Смирнов, И.Л. Аскназий и В.Е. Савинский", Рим, 1884 год. Фотография из Русского музея.

Современные искусствоведы отметят, что в ней

Он выбрал сложный психологический момент, требовавший от Моисея концентрации воли и уверенности в правильности избранного им пути, необходимые перед его разговором с фараоном Египта. Умело построив композицию, художник продемонстрировал не только владение рисунком, но и свои достижения в области пленэрной живописи, результаты длительного совершенствования в колорите.

Картину оценил президент Академии художеств и она была приобретена Павлом Третьяковым для своей знаменитой коллекции. В том же году автор полотна был удостоен звания академика.

"Раввин и его дочь", И.Л. Аскназий, 1886. Частное собрание.
"Раввин и его дочь", И.Л. Аскназий, 1886. Частное собрание.
"Родители Моисея", И.Л. Аскназий, 1891. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Родители Моисея", И.Л. Аскназий, 1891. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Виолончелист", И.Л. Аскназий, 1892. Ростовский областной музей изобразительных искусств.
"Виолончелист", И.Л. Аскназий, 1892. Ростовский областной музей изобразительных искусств.

Искусствоведы отмечают, что художник часто обращался не только к библейским, но и еврейским сюжетам. Так, еще во время своей пенсионерской поездки, он посещал город Броды, где проходила граница между Австро-Венгрией и Российской империей и была большая еврейская община. Эта поездка, кстати говоря, вызвала неудовольствие совета Академии, художнику пришлось объяснять, что ему нужны были подходящие типажи для картин на библейские сюжеты.

Последней значительной работой художника стала картина, над которой он работал долгие шесть лет и которая в библейских образах показывает нам, что внешнее великолепие и роскошь - это все суета:

"Экклезиаст (Суета сует и всяческая суета)", И.Л. Аскназий, 1899. Научно-исследовательский музей РАХ, Санкт-Петербург.
"Экклезиаст (Суета сует и всяческая суета)", И.Л. Аскназий, 1899. Научно-исследовательский музей РАХ, Санкт-Петербург.

Картина экспонировалась на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, была приобретена у художника Академией за пять тысяч рублей для Русского музея, но в итоге в его коллекцию так и не попала, хотя художник очень этого хотел.

В декабре 1902 года, Исаак Львович (Лейбович) Аскназий, приехав в Москву по делам, скоропостижно скончался, а в марте следующего года в столице была устроена посмертная выставка его работ.