Зачем смазывать?
Смазка снижает трение о обеспечивает легкое и плавное движение деталей относительно друг друга, снижает износ сопрягаемых поверхностей. К сожалению, со временем смазка выдавливается, высыхает, копит грязь, теряет свои свойства, в том числе от попадания воды. Во всех этих случаях смазку нужно обновить. Легкая и четка работа привода выключения сцепления важна при начале движения и особенно при езде в так называемой «серой зоне» работы сцепления, когда нужно ювелирно дозировать силу трения между дисками.
Как часто смазывать трос сцепления?
Полистал мануалы к мотоциклам, нашел рекомендацию: «Раз в 10.000 километров пробега». Можно и чаще, особенно если:
1. Вы заметили, что сцепление стало выключаться с заметным усилием, а при его включении (плавном отпускании рычага выключения сцепления) чувствуется ненормальное затруднение, включение идет неравномерно, как бы небольшими рывками;
2. У вас используемый по назначению эндуро или вы просто много ездите по пыльным и грязным дорогам, в дождь;
3. Для тех, кто любит повозиться с техникой, - раз в сезон. Особенно осенью, когда железный друг уже в гараже в ожидании нового сезона, и хочется для него сделать что-то полезное;
4. И, конечно же, если вы на вашем верном мотоцикле ни разу этого не делали.
Что понадобится?
1. Естественно, масло (3-4 миллилитра). Мануалы рекомендуют моторное;
2. Не дырявый полиэтиленовый пакет (обычный тонкий пищевой). Что не дырявый – это важно, возьмите новый;
3. Отрезок нетолстой бечевки длиной 1 метр;
4. Совсем немного ветоши (тряпка);
Как делать?
1. Отсоединяем трос сцепления от рычага выключения сцепления;
2. Осматриваем трос. Если он ржавый или оборваны нити (хотя бы одна), нечего с ним возиться. Такой трос подлежит замене. Конечно, он «еще послужит», но поверьте: обрыв троса сцепления где-то далеко от дома – очень неприятная ситуация;
3. Берем наш полиэтиленовый пакет и ножницами отрезаем у него один угол со стороны «дна». Не широко, лишь бы трос сцепления пролез. Продеваем в дыру трос внутрь пакета;
4. Разрезаем бечевку на 3 части. Одной частью плотно приматываем пакет к оболочке троса как можно ближе к концу этой самой оболочки (см. фото), завязываем бечевку узлом:
Изнутри пакета должна получиться следующая картина (см. фото):
5. Второй частью бечевки фиксируем трос за оболочку так, чтобы его конец с бобышкой смотрел вертикально вверх. Вертикально вверх – это важно! Примотать можно к рулю, к кронштейну левого зеркала, к кронштейну рычага выключения сцепления, к верхней траверсе, смотрите по месту;
6. Наливаем в пакет 3-4 миллилитра масла. Воздержитесь сделать это, просто плеснув масло из канистры: возможная уборка помещения займет слишком много времени. Удобнее воспользоваться медицинским шприцом, например, на 5 мл. (в любой аптеке за несколько рублей). Шприцом набираем масло из канистры, затем выдавливаем его в пакет. Уровень масла должен получиться выше верхней кромки оболочки троса;
7. Третьей частью бечевки фиксируем верх пакета к чему-либо так, чтобы масло случайно из пакета не вытекло. Должно получиться примерно следующее, см. фото:
8. Оставляем эту конструкцию часов на двенадцать. Масло из пакета под действием силы тяжести затечет в трос в промежуток между оболочкой и самим витым тросом, далее спустится до нижнего конца троса и немного вытечет наружу. Чтобы не вытирать потом от масла не только двигатель, но и пол под мотоциклом, подложим под нижний конец троса ветошь (см. фото):
9. Пока смазка спускается по тросу, займемся рычагом выключения сцепления. Снимем его с кронштейна (отворачиваем контргайку снизу кронштейна, плоской отверткой выкручиваем из кронштейна ось рычага). Делаем это для того, чтобы очистить от старой смазки с грязью и нанести смазку новую. Удобнее чистить ветошью, смоченной органическим растворителем (керосин, уайт-спирит, другой) или WD40. Думаю, вы будете удивлены тому количеству грязи, которое обнаружите. Смазываем все трущиеся поверхности консистентной смазкой (Литол, Шрус или аналогичные). Устанавливаем рычаг обратно на кронштейн;
10. Немного слукавил в названии статьи, написав «десятиминутный способ». Но наша работа действительно занимает 10 минут, далее трудится сила тяжести. По окончании ее работы разрезаем все бечевки, снимаем пакет, ветошью вытираем излишки масла, устанавливаем трос на место. Не забываем смазать бобышку троса (она трется в штатном месте в рычаге). Регулируем свободный ход рычага выключения сцепления (5-8 мм по концу рычага или смотрите ваш мануал): гайками на нижнем конце троса или регулировочной гайкой на рычаге. Приятных поездок!
Обязательно хотелось бы добавить:
1. При данном способе моторное масло относительно быстро добирается до нижнего конца троса. Есть желание использовать в следующий раз более густое и липкое масло, например, трансмиссионное. Оно протечет внутри троса не так быстро, но потом дольше будет держаться на его внутренних стенках;
2. Масло, которое вытекло с нижнего конца троса у моего мотоцикла, имело черный цвет. Пройдя через трос, оно увлекло с собой старую смазку, грязь и продукты износа, промыв трос. Повторил операцию смазки несколько раз, добавляя еще порции масла шприцом в пакет, пока снизу не пошло чистое масло;
3. Запомните это усилие выключения сцепления, плавность его включения, которое появилось после нанесения смазки на все трущиеся детали. Когда эта легкость пропадет, пришла пора снова смазать трос.
Буду благодарен за любые комментарии, лайки и репосты!