Найти тему
Эпонимы и Мы

БЕНДИКС

Принцип работы храпового механизма понятен с первого взгляда на него. Суть проста: колесо может вращаться только в одном направлении, назад ему ходу нет.

Когда-то давно, ещё в 1869 году, идея была успешно применена в конструкции передней втулки велосипеда Ван Анден Декстера (патент US88238A). Этот узел стали называть "обгонной муфтой" или "муфтой свободного хода".

Фото с сайта https://patents.google.com/patent/US88238
Фото с сайта https://patents.google.com/patent/US88238

Позже появились и другие конструкции таких муфт. Одну из наиболее успешных предложил американский изобретатель и промышленник Винсент Гуго Бендикс, который в 1910 году изобрёл, запатентовал и начал производить эти узлы, применяемые в самых разных агрегатах.

Фото с сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D0%B3%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D1%83%D1%84%D1%82%D0%B0
Фото с сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D0%B3%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D1%83%D1%84%D1%82%D0%B0

Как и в случае с храповым механизмом, здесь точно так же возможно вращение вала только в одном направлении. Вспомните тот славный момент, когда вы сначала крутите педали, разгоняясь, затем перестает это делать, а велосипед продолжает двигаться по инерции, при этом обгонная муфта отключает колесо от педалей, и они остаются неподвижными.

Фото с сайта https://www.drive2.ru/b/1006752/?ysclid=le2k8eew5i561418914
Фото с сайта https://www.drive2.ru/b/1006752/?ysclid=le2k8eew5i561418914

После того как произведённые Bendix Corporation обгонные муфты приобрели огромную популярность, у них появилось собственное эпонимическое название - БЕНДИКС.

Эти узлы сейчас можно встретить как в велосипедах, так и в стартерах двигателей внутреннего сгорания. БЕНДИКС используют и в вертолётостроении, поскольку он даёт возможность летать с одним работающим двигателем в режиме авторотации.

Фото с сайта https://www.drive2.ru/b/1006752/?ysclid=le2k8eew5i561418914
Фото с сайта https://www.drive2.ru/b/1006752/?ysclid=le2k8eew5i561418914

Где ещё встречаются обгонные муфты?

  • В валоповоротных устройствах турбоустановок.
  • В сельскохозяйственных прицепах с валом отбора мощности от трактора.
  • В механических крана-экскаваторах и подъёмных кранах с двигателем внутреннего сгорания, оснащённых гидротрансформаторах.
  • В радиоуправляемых автомоделях.
  • В устройствах подачи бумаги в принтерах и копировальных аппаратах.
  • В механизмах безынерционных рыболовных катушек.
  • В автоматических коробках передач.

и т.д.

Винсент Гуго Бендикс (12 декабря 1881 - 27 марта 1945). Фото с сайта https://yandex.ru/images/search?text=%D0%92%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%82%20%D0%93%D1%83%D0%B3%D0%BE%20%D0%91%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D1%81&from=tabbar&pos=1&img_url=http%3A%2F%2Fearlyfordv8.se%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F11%2FVincent-Hugo-Bendix-1881-1945.-Credit-to-The-History-Museum-South-Bend.jpg&rpt=simage&lr=213
Винсент Гуго Бендикс (12 декабря 1881 - 27 марта 1945). Фото с сайта https://yandex.ru/images/search?text=%D0%92%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%82%20%D0%93%D1%83%D0%B3%D0%BE%20%D0%91%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D1%81&from=tabbar&pos=1&img_url=http%3A%2F%2Fearlyfordv8.se%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F11%2FVincent-Hugo-Bendix-1881-1945.-Credit-to-The-History-Museum-South-Bend.jpg&rpt=simage&lr=213

Винсент Гуго Бендикс (12 декабря 1881 - 27 марта 1945) - американский изобретатель и промышленник, пионер автомобильной и авиационной промышленности.

Родился в Молине, штат Иллинойс, в семье священника. Любопытно, что фамилия отца изначально была Бенгтссон, но позже он сменил её на Бендикс.

В 16 лет Винсент ушел из дома, перебрался в Нью-Йорк, работал, одновременно посещая вечернюю школу. И через 10 лет создал компанию Bendix Corporation, которая выпускала автомобили под названием Bendix Buggies.

Фото с сайта https://www.autopuzzles.com/forum/2016-45/pn-923/
Фото с сайта https://www.autopuzzles.com/forum/2016-45/pn-923/

Но потом дела пошли плохо и компания обанкротилась.

Тогда Бендикс и начал производить обгонные муфты собственной конструкции. А позже, в 1923 году, основал Тормозную компанию (Bendix Brake Company), используя патенты французского инженера Анри Перро. Потом появились авиационная корпорация Bendix Aviation Corporation, вертолётная компания Bendix Helicopters, Inc. и т.д.

Но помним мы его именно за узел под названием БЕНДИКС.

Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!