Найти тему
142,1K подписчиков

Когда-то это была узкоколейка из Рима в другие города Италии. Сейчас по ней ходят поезда-трамваи (25 ФОТО)

1,6K прочитали

В Риме есть любопытный трамвайный маршрут. Он проходит по части бывшей узкоколейной железной дороги с шириной колеи 950 мм. Когда-то по ней можно было уехать из Рима в другие города. Сейчас это – небольшой маршрут в пределах итальянской столицы, где ходят трамваи 100-летней давности. Еще немного – и он исчезнет.

В Риме есть любопытный трамвайный маршрут. Он проходит по части бывшей узкоколейной железной дороги с шириной колеи 950 мм. Когда-то по ней можно было уехать из Рима в другие города.

Подпишитесь на наш telegram-канал с оперативными новостями про поезда. Наш сайт – 1520.today.

Поскольку это бывшая железнодорожная линия, то в литературе ее подвижной состав называют то поездами, то трамваями. В английском языке есть аббревиатура LRT (light rail transit), которая, наверное, лучше всего подходит к описанию этого вида транспорта. Но на нынешней транспортной карте Рима этот подвижной состав зовут трамваями. Будем называть его так и мы.

Трамвай, который гудит, а не звенит

Этот маршрут начинается от главного римского вокзала Termini, на его задворках, справа, если стоять лицом к вокзалу.

Вокзал Termini
Вокзал Termini

В 1916 году от этой небольшой станции, которая называется Лациали (Laziali) начали ходить необычные поезда, больше похожие на трамваи.

В Риме есть любопытный трамвайный маршрут. Он проходит по части бывшей узкоколейной железной дороги с шириной колеи 950 мм. Когда-то по ней можно было уехать из Рима в другие города.-3

К 1927 году длина железной дороги достигла 137 км. Сеть доходила до города Фрозиноне.

Карта: wikimedia
Карта: wikimedia

В 1986 году началось планомерное закрытие железной дороги. В 2008 году трамваи ходили от Рима до ближайшего пригорода – Джардинетти (Giardinetti). Именно поэтому сегодня в большинстве транспортных справочников можно встретить название линии Лазиали – Джардинетти, хотя на данный момент маршрут и того короче – с 2016 года трамваи ходят исключительно внутри города до станции Ченточелле (Centocelle), а это всего 10 км и 12 остановок. По части бывшей трамвайной линии теперь курсируют поезда метро.

Я начал поездку от середины маршрута – от площади Порта Маджоре (Porta Maggiore), где трамвай проходит под живописными воротами 52 года н.э.

В Риме есть любопытный трамвайный маршрут. Он проходит по части бывшей узкоколейной железной дороги с шириной колеи 950 мм. Когда-то по ней можно было уехать из Рима в другие города.-5

Место интересно тем, что здесь наша трамвайная линия в двух местах пересекается с широкой трамвайной колеей 1445 мм. Здесь нет ошибки. В Риме – именно 1445, а не 1435.

В Риме есть любопытный трамвайный маршрут. Он проходит по части бывшей узкоколейной железной дороги с шириной колеи 950 мм. Когда-то по ней можно было уехать из Рима в другие города.-6

Оказалось, что при подъезде к перекрестку трамваи гудят, а не звенят. Так, может, это все же поезд?

Злой турникет и 100-летний вагон

Первый трамвай, который мне попался, имеет бортовой номер 836. Он был произведен в 1999 году фирмой Firema.

Внутри – ничего особенного. Пластиковые сиденья и никакого уюта.

В Риме есть любопытный трамвайный маршрут. Он проходит по части бывшей узкоколейной железной дороги с шириной колеи 950 мм. Когда-то по ней можно было уехать из Рима в другие города.-7

Схема линии.

В Риме есть любопытный трамвайный маршрут. Он проходит по части бывшей узкоколейной железной дороги с шириной колеи 950 мм. Когда-то по ней можно было уехать из Рима в другие города.-8

Часть пути едем параллельно большой железной дороге.

В Риме есть любопытный трамвайный маршрут. Он проходит по части бывшей узкоколейной железной дороги с шириной колеи 950 мм. Когда-то по ней можно было уехать из Рима в другие города.-9

Вид с одного из виадуков.

Фото: Manny Mannheimer / wikimedia
Фото: Manny Mannheimer / wikimedia

Конечная остановка – Ченточелле.

В Риме есть любопытный трамвайный маршрут. Он проходит по части бывшей узкоколейной железной дороги с шириной колеи 950 мм. Когда-то по ней можно было уехать из Рима в другие города.-11

Выход через подземный переход и турникеты.

В Риме есть любопытный трамвайный маршрут. Он проходит по части бывшей узкоколейной железной дороги с шириной колеи 950 мм. Когда-то по ней можно было уехать из Рима в другие города.-12

Вид на трамвай со стороны.

В Риме есть любопытный трамвайный маршрут. Он проходит по части бывшей узкоколейной железной дороги с шириной колеи 950 мм. Когда-то по ней можно было уехать из Рима в другие города.-13

Здесь – депо этих трамваев. Можно заглянуть через забор и увидеть вагончики 1920-х годов.

Возвращаюсь на станцию. На входе турникет зажевал мой недельный проездной (а впереди еще четыре дня)! Сотрудников нет, вопрос задать некому. Наконец, нахожу одного пассажира с бейджем транспортной компании. Он не разговаривает по-английски. Но хватается за голову, советует написать письмо в службу поддержки компании АТАС, которая занимается организацией перевозок. Все другие пассажиры в это время заходят на станцию через турникеты на выход, то есть без оплаты проезда.

В Риме есть любопытный трамвайный маршрут. Он проходит по части бывшей узкоколейной железной дороги с шириной колеи 950 мм. Когда-то по ней можно было уехать из Рима в другие города.-15

Обратно еду на трамвае №835 – тоже 1999 года постройки. И вновь до Порта Маджоре. Хочу сфотографировать трамвай в воротах.

В Риме есть любопытный трамвайный маршрут. Он проходит по части бывшей узкоколейной железной дороги с шириной колеи 950 мм. Когда-то по ней можно было уехать из Рима в другие города.-16

Вскоре – удача. Следующим приезжает трехвагонный поезд №425, а это уже вагоны 1920-х годов. Им сто лет! Но изнутри они много раз переделывались, а потому выглядят тоже уныло.

В Риме есть любопытный трамвайный маршрут. Он проходит по части бывшей узкоколейной железной дороги с шириной колеи 950 мм. Когда-то по ней можно было уехать из Рима в другие города.-17

Снаружи – симпатичные. Это мы уже приехали на конечную станцию – Лациали, ту самую, рядом с римским вокзалом Термини.

В Риме есть любопытный трамвайный маршрут. Он проходит по части бывшей узкоколейной железной дороги с шириной колеи 950 мм. Когда-то по ней можно было уехать из Рима в другие города.-18

Два поколения рядом.

В Риме есть любопытный трамвайный маршрут. Он проходит по части бывшей узкоколейной железной дороги с шириной колеи 950 мм. Когда-то по ней можно было уехать из Рима в другие города.-19

Линию скоро закроют

Очень интересная была линия когда-то. Смотрю архивные фотографии и радуюсь, как органично смотрелись эти трамваи в сельской местности.

В Риме есть любопытный трамвайный маршрут. Он проходит по части бывшей узкоколейной железной дороги с шириной колеи 950 мм. Когда-то по ней можно было уехать из Рима в другие города.-20

Хотя, конечно, ехать на них было тоскливо... Есть информация, что максимальная скорость, которую они могли развивать, составляла 40 км/ч. Это значит, что 100 км такой трамвай будет ехать часа три.

Но как городской транспорт он интересен. Еще каких-то лет двадцать назад часть линии уходила под землю. Сейчас там метро.

Фото: tramway.com
Фото: tramway.com

Линия, возможно, доживает последние дни. Весной 2022 года итальянские СМИ сообщили, что Римские власти приняли решение «перешить» ее на стандартную колею, продлить и запустить по ней современный трамвай. В этой связи в 2023 году движение старых трамваев будет прекращено.

Параллельно с этим – в начале февраля 2023 года – появилась новость, что Рим разместил рекордный заказ на новые трамваи – город планирует купить больше 100 новых вагонов. Другое дело, что неясно для какой линии. Всего планируется построить семь новых линий.

Впрочем, в 2016 году наш трамвай уже планировали закрыть навсегда, но не стали. А в Википедии написано, что новый срок закрытия линии – 2024 год.

В любом случае, наверняка, ей осталось недолго. А жаль. Вполне себе достопримечательность «вечного города».

Надеюсь, что, если линию закроют, подвижной состав сохранят в каком-нибудь музее. Тем более, что музей бывшей узкоколейной железной дороги уже существует. Правда, находится он не в Риме, но недалеко. Всего в 30 км.