В Риме есть любопытный трамвайный маршрут. Он проходит по части бывшей узкоколейной железной дороги с шириной колеи 950 мм. Когда-то по ней можно было уехать из Рима в другие города. Сейчас это – небольшой маршрут в пределах итальянской столицы, где ходят трамваи 100-летней давности. Еще немного – и он исчезнет.
Подпишитесь на наш telegram-канал с оперативными новостями про поезда. Наш сайт – 1520.today.
Поскольку это бывшая железнодорожная линия, то в литературе ее подвижной состав называют то поездами, то трамваями. В английском языке есть аббревиатура LRT (light rail transit), которая, наверное, лучше всего подходит к описанию этого вида транспорта. Но на нынешней транспортной карте Рима этот подвижной состав зовут трамваями. Будем называть его так и мы.
Трамвай, который гудит, а не звенит
Этот маршрут начинается от главного римского вокзала Termini, на его задворках, справа, если стоять лицом к вокзалу.
В 1916 году от этой небольшой станции, которая называется Лациали (Laziali) начали ходить необычные поезда, больше похожие на трамваи.
К 1927 году длина железной дороги достигла 137 км. Сеть доходила до города Фрозиноне.
В 1986 году началось планомерное закрытие железной дороги. В 2008 году трамваи ходили от Рима до ближайшего пригорода – Джардинетти (Giardinetti). Именно поэтому сегодня в большинстве транспортных справочников можно встретить название линии Лазиали – Джардинетти, хотя на данный момент маршрут и того короче – с 2016 года трамваи ходят исключительно внутри города до станции Ченточелле (Centocelle), а это всего 10 км и 12 остановок. По части бывшей трамвайной линии теперь курсируют поезда метро.
Я начал поездку от середины маршрута – от площади Порта Маджоре (Porta Maggiore), где трамвай проходит под живописными воротами 52 года н.э.
Место интересно тем, что здесь наша трамвайная линия в двух местах пересекается с широкой трамвайной колеей 1445 мм. Здесь нет ошибки. В Риме – именно 1445, а не 1435.
Оказалось, что при подъезде к перекрестку трамваи гудят, а не звенят. Так, может, это все же поезд?
Злой турникет и 100-летний вагон
Первый трамвай, который мне попался, имеет бортовой номер 836. Он был произведен в 1999 году фирмой Firema.
Внутри – ничего особенного. Пластиковые сиденья и никакого уюта.
Схема линии.
Часть пути едем параллельно большой железной дороге.
Вид с одного из виадуков.
Конечная остановка – Ченточелле.
Выход через подземный переход и турникеты.
Вид на трамвай со стороны.
Здесь – депо этих трамваев. Можно заглянуть через забор и увидеть вагончики 1920-х годов.
Возвращаюсь на станцию. На входе турникет зажевал мой недельный проездной (а впереди еще четыре дня)! Сотрудников нет, вопрос задать некому. Наконец, нахожу одного пассажира с бейджем транспортной компании. Он не разговаривает по-английски. Но хватается за голову, советует написать письмо в службу поддержки компании АТАС, которая занимается организацией перевозок. Все другие пассажиры в это время заходят на станцию через турникеты на выход, то есть без оплаты проезда.
Обратно еду на трамвае №835 – тоже 1999 года постройки. И вновь до Порта Маджоре. Хочу сфотографировать трамвай в воротах.
Вскоре – удача. Следующим приезжает трехвагонный поезд №425, а это уже вагоны 1920-х годов. Им сто лет! Но изнутри они много раз переделывались, а потому выглядят тоже уныло.
Снаружи – симпатичные. Это мы уже приехали на конечную станцию – Лациали, ту самую, рядом с римским вокзалом Термини.
Два поколения рядом.
Линию скоро закроют
Очень интересная была линия когда-то. Смотрю архивные фотографии и радуюсь, как органично смотрелись эти трамваи в сельской местности.
Хотя, конечно, ехать на них было тоскливо... Есть информация, что максимальная скорость, которую они могли развивать, составляла 40 км/ч. Это значит, что 100 км такой трамвай будет ехать часа три.
Но как городской транспорт он интересен. Еще каких-то лет двадцать назад часть линии уходила под землю. Сейчас там метро.
Линия, возможно, доживает последние дни. Весной 2022 года итальянские СМИ сообщили, что Римские власти приняли решение «перешить» ее на стандартную колею, продлить и запустить по ней современный трамвай. В этой связи в 2023 году движение старых трамваев будет прекращено.
Параллельно с этим – в начале февраля 2023 года – появилась новость, что Рим разместил рекордный заказ на новые трамваи – город планирует купить больше 100 новых вагонов. Другое дело, что неясно для какой линии. Всего планируется построить семь новых линий.
Впрочем, в 2016 году наш трамвай уже планировали закрыть навсегда, но не стали. А в Википедии написано, что новый срок закрытия линии – 2024 год.
В любом случае, наверняка, ей осталось недолго. А жаль. Вполне себе достопримечательность «вечного города».
Надеюсь, что, если линию закроют, подвижной состав сохранят в каком-нибудь музее. Тем более, что музей бывшей узкоколейной железной дороги уже существует. Правда, находится он не в Риме, но недалеко. Всего в 30 км.