Вампиры из фильмов первой половины 20-го века выглядят не пугающе, а скорее смешно и нелепо. Мы привыкли видеть их с хищными острыми клыками, обнажающимися из-под вздернутых в оскале уголков верхней губы. А тут смешные передние резцы почти как у хомяка. Почему же они были такими? Все дело в авторском праве.
Первый полностью сохранившийся до наших дней вампирский фильм был снят в Германии в 1922 году. Он называется “Носферату. Симфония ужаса”. Снимали фильм за очень малый бюджет, поэтому о хорошем сценарии речи не шло. Поступить решили предсказуемо - взять самую громкую книгу о вампирах своего времени (естественно, это был “Дракула” ирландца Брэма Стокера) и откорректировать ее так, чтобы не придрались правообладатели.
Персонажей истории Стокера переименовали, в том числе, главным героем оказался граф Орлок, а действие перенесено в Германию. В каноническом тексте “Дракулы” написано:
-----“Выражение его лица нельзя было назвать добрым, оно было сурово, жестко и чувственно, а крупные белые зубы, казавшиеся еще белее от ярко-пунцового цвета губ, походили больше на клыки животного, чем на зубы человека.”
Чтобы сходства было еще меньше, немецкий режиссер сделал акцент не на клыки, а на передние зубы Орлока, которого играл Макс Шрек.
Описанные хитрости не помогли - наследники Стокера все равно подали в суд на снявшую картину студию Prana Film. По его решению все копии фильма следовали уничтожить. Однако несколько пленок сохранилось, и сегодня это бесценные материалы для исследований историков кино. Хотя для студии этот фильм оказался первым и последним - она обанкротилась.
Вдова Брэма Стокера Флоренс выставила за оригинальный роман настолько высокую цену, что выкупить его в качестве сценария тогда не смогла даже Universal Pictures. Она в 1931 году сняла свой фильм под названием “Дракула” по укороченной пьесе-адаптации Гамильтона Дина. Здесь тема заостренных зубов вообще была обойдена стороной. За всю картину ни одной сцены с укусами не было.
Впервые привычные нам вампирские клыки появляются у мексиканского режиссера Фернандо Мендеса в фильме “Вампир” в 1957 году. К этому времени кино начали снимать в десятках стран на всех континентах, да и сама история ушла в народ, поэтому наследниками Стокера стало сложно обосновать свои претензии на авторство сюжета. Хотя у Мендеса главного вампира Дракулой тоже не называли. Это был граф Дюваль.
Последним ярким отголоском традиции делать вампирам крысиные зубы стал ремейк того самого “Носферату”. Снова в Германии режиссер Вернан Херцог в 1979 году снял “Носферату - призрак ночи”. Главную роль в нем сыграл Клаус Кински - отец звезды европейского кино Настасьи Кински.
В последующих фильмах постепенно прижилась практика использования в качестве “рабочих” боковых резцов или клыков. Удлиненные передние зубы остались лишь в пародийных сценках.