Найти в Дзене
Наталия Ефимова

Реакция немцев на статью в их СМИ по поводу версии Сеймура Херша об авторах диверсии на Северных потоках

Почему же немцы молчат по поводу Северных потоков и разоблачений Херша? Об этом думала и я. И открыла немецкую "Die Zeit". А там огромная, впечатляющая, не побоюсь этого слова, статьища.

Честное слово, очень хотелось громко восклицать после каждого абзаца "журналиста-аналитика" Карстена Лютера, не всегда используя доброе приличное слово. "Но мы же, - говорила соседка по даче, убирая в два ночи стеклянную посуду со стола в саду, - из культурной семьи!"

Итак, как говорил уже принц датский - слова, слова, слова:

"Газопроводы "Северный поток", взорванные США: сомнительное исследование, проведенное легендарным репортером Сеймуром Хершем не заслуживает особого доверия. Кроме тех, кто хочет в это верить".

(Дальше курсив, с вашего позволения, убираю, что было легче читать. И держите себя в руках.)

"Конечно, за атакой на газопровод "Северный поток" в Балтийском море стоит Запад, многие всегда это знали. Однако вдруг появляется некто, кто когда-то имел репутацию репортера - которую можно и потерять - и подтверждает все фантазии о злобных США и их вассалах.

Секретная операция с участием морских водолазов на полях учений НАТО, дистанционно взрываемые устройства, с которыми, как говорят, помогли норвежцы, Швеция, Дания - и Германия каким–то образом тоже - это читается как триллер по лекалам холодной войны: немного простовато, но все же очень захватывающе.

Взрывоопасным, во всяком случае, является то, что очень известный журналист Сеймур Херш попытался исследовать. Однако в свои 85 лет Херш уже давно превратился из легенды расследований в бормочущего писателя, которому уже мало кто верит. О предыстории взрыва трубопровода (...) известно так же мало, как и раньше. Но версия Херша не заслуживает доверия по нескольким причинам.

Кто-то что-то ему рассказал, и этот кто-то не хочет, чтобы его имя ассоциировалось с изложенным. А повседневная работа репортера заключается в том, чтобы превратить это в жизнеспособную историю. Другими словами: проверьте достоверность информатора, подтвердите его утверждения дополнительными доказательствами и источниками, и только потом пишите то, что точно известно, не более.

Валюта, которая придает анонимным героям ценность - доверие к журналисту. То же самое относится и к документам, которые, хотя и существуют, но не могут быть представлены. Херш ссылается на одного человека, которому он, по-видимому, просто верит. Его недоверие с самого начала относится не к его источнику, а исключительно к широко обоснованному, хотя и недоказанному подозрению в том, что за взрывом трубопроводов стоит Россия. Таким образом, несмотря на бесчисленное количество заинтересованных лиц, Херш смог найти только одного, который, как он сказал российскому информационному агентству ТАСС "кажется, знает довольно много о том, что происходит". В это трудно поверить.

Пулитцеровская премия была давным-давно.

Помимо хитроумных уловок и абсолютной неправдоподобности этой безумной истории, в которую, как утверждается, вовлечены многие правительства - Херш уже давно перестал быть журналистом, способным внушать доверие. Он черпает вдохновение из откровений более ранних времен, когда он раскрыл резню армии США во вьетнамской Май Лай примерно в конце шестидесятых годов, за что в 1970 году получил Пулитцеровскую премию. В 2004 году он помог обнародовать факты пыток, применяемых американскими солдатами в иракской тюрьме Абу-Грейб. Это всего лишь несколько примеров многочисленных достойных исследований. В последнее время, однако, такая репутация привлекает в основном только тех, кто в первую очередь хочет видеть повсюду только ложь и заговоры США. Потому что Херш не раз выступал с взрывоопасными докладами на этот счет, но его неоднократно приходилось опровергать, и возникли большие сомнения в его работе.

Последнее прежде всего касается Сирии. В 2017 году Херш утверждал, что обнаружил - в Хан-Шейхуне никогда не было атаки с применением отравляющего газа. Скорее, режим с помощью России разбомбил джихадистов, в подвалах которых взорвались различные химические вещества, поэтому диктатор Башар Асад не несет ответственности за ядовитое облако. Это было опровергнуто несколькими расследованиями, но Херш не хотел иметь дело с опровергающими его доказательствами.

Он даже представил газовую атаку в Дамаске в 2013 году как операцию повстанцев под ложным флагом при подстрекательстве Турции с целью втянуть США в сирийский конфликт. Установленные факты, свидетельствующие против этого, Херш проигнорировал. И, как часто это бывает, все анонимно и крайне избирательно. ... За этим прослеживается закономерность: нельзя ни в чем верить лживому Западу, верить надо скорее каждому из его противников. Пожалуй, наиболее показательным является маленький анекдот о впечатляющих кадрах одиннадцатилетнего сирийского ребенка среди обломков, покрытых пылью – Херш следит за пропагандой Асада и хочет видеть здесь пропагандистский театр со стороны повстанцев, который служит только тому, чтобы изобразить режим как чрезмерно жестокий. Поскольку девушка появляется на многих фотографиях, где ее снова и снова снимают разные люди, год за годом, она, должно быть, актриса. На реплику журналиста Стива Блумфилда, что это уже давно опровергнуто - на видео ребенок передается от одного работника гуманитарной организации к другому, затем к отцу, все фотографии сделаны после одной и той же разрушительной атаки - Херш только отвечает: "Если вы потратите время на поиски, то найдете множество таких же обвинений, как и я". Улики с другой стороны его не интересуют.

Для резонансной истории, связанной с трубопроводами "Северный поток", всё это не означает ничего хорошего. Ее невозможно будет развеять с помощью наилучшей проверки фактов, которая, по общему признанию, потребовала бы нескольких элементарных шагов. Любой, кто хочет верить Хершу, потому что он видит подтверждение своих фантазий о заговоре, примет каждое его слово за правду – просто потому, что оно так хорошо им соответствует.

Соцсети уже заполнены этим. Опровержения обвиненных правительств и продолжающиеся расследования ничего не меняют, а то, что Кремль называет эти утверждения "очень серьезными" и российские политики называют президента США "террористом" не нуждается в комментариях. Не удивляет и то, что некоторые партии в Германии теперь поддерживают обвинения, требуют расследования и отчета со стороны федерального правительства. Херш, вложив в свою неуместную публикацию несколько взрывоопасных снарядов, разместил ее в собственном бюллетене, который, по понятным причинам, ни одно СМИ не захотело покупать и публиковать".

*****

Такое комментировать - только портить, считаю. Какое прекрасное саморазоблачение со всеми вытекающими, подумала я. И тут увидела, что публикация вызвала мощный отклик немецких читателей.

Ну, сейчас они этому Лютеру покажут, кровожадно потерла я ладошки.

Но после первой же "двадцатки" мнений зевнула и остановилась.

Скучно, девочки и мальчики, фрау и, простите за грубое немецкое слово, herrы. Судите сами, друзья:

- Херш без сомнения был когда-то важным голосом. Но каждый, кто с готовностью публикует столь смелые и возмутительные тезисы на основе одного анонимного источника, делает себя орудием информационной войны. Не говоря уже о том, что он десятилетиями публикует только ерунду...

- Возможно, молчание - это тоже инструмент в информационной войне. О том, что была уничтожена дорогостоящая критическая инфраструктура Германии или Центральной Европы, сообщается довольно мало. Нет ли расследований и их результатов?

- Это не была дорогостоящая критическая инфраструктура Германии или Центральной Европы. Это была инфраструктура российской компании "Газпром", которая перекрыла нам газ по приказу Путина. А поскольку ни Германия, ни Центральная Европа еще долгое время не будут покупать газ у государства Путина, эта инфраструктура совершенно бесполезна.

- Экономические и финансовые последствия потребителей трудно отрицать; и это несмотря на довольно мягкую зиму. "Инфраструктура российской корпорации "Газпром", которая отключила нам газ по приказу Путина". Если бы мы хотели получить газ и заплатили за него, как обычно, они бы продолжали его поставлять.

- Хм, как это было с насосом Siemens, который был доставлен из Канады в Германию в исправном состоянии и, вероятно, все еще находится там из-за якобы отсутствия документов, хотя Siemens утверждал, что все документы были полностью готовы и также были отправлены в Газпром в России для проверки.

- Это такая же история, как перед войной в Ираке. Американцы якобы сфальсифицировали доказательства наличия оружия массового уничтожения. Удивительно, как люди только приходят к такой безумной идее. Или дело с подводными лодками в 80-х годах при Рейгане - все это полная чушь. Очевидцы уже тогда были куплены.

- Мы все в любом случае отказались от газа. Это можно было предвидеть. Так как же кто-то, кроме России, мог разрушить наш трубопровод? В конце концов, мы громко и четко заявили, что собираемся расстаться.

- Это так же возмутительно, как "история перед войной в Ираке, говорили, что американцы фальсифицировали доказательства наличия оружия массового поражения"? Мне очень жаль, но эта история - правда.
Иначе Йошка Фишер не стал бы участвовать в документальном фильме ZDF.

- Вы едите из рук Херша? Без источников, игнорируя все контраргументы и даже факты, верите человеку, который до этого сообщал, что Невада готовит террористов и что мальтийцы проникли в ЦРУ?

- Нельзя принимать дезинформационную войну Путина без сопротивления, дорогой ...

****

Не знаю, по какой причине я не увидела почти ни одного голоса разума на этой поляне. Читала несколько духоподъемных публикаций у коллег по соцсетям и комментариям граждан других стран Евросоюза. Потому и заглянула к немцам - как самым заинтересованным лицам. А тут опять обыкновеннейший крокодил.

И ведь не Шольц, Бербок и Хабек комментарии строчат. А мысли и выражения - как под копирку.

Вот не помню - по поводу Скрипалей и других явлений "Новичка" их народам они были столь же категоричны? Так же требовали у Терезы Мэй и опустившей глазки долу Меркель доказательств? Так же сомневались? Писали об информационной войне?

Или всё было как-то по-другому...