Найти тему

Писательские страхи — 2

Оглавление

Приветствую вас, друзья. Сегодня мы продолжаем разговор о писательских страхах, начатый в предыдущей статье. Как видите, их настолько много, что в одну статью не убралось. В первой части я писала о страхах, которые мешают начать работу над своим произведением. И человек просто мечтает о том, что когда-нибудь он напишет книгу. И вообще, вот прямо сейчас бы написал, если бы не… Дальше продолжите на своё усмотрение.

Уютный котик - это совсем не страшно.
Уютный котик - это совсем не страшно.

А в этой статье мы поговорим о страхах, которые сопровождают литературное творчество, то есть они присущи, может быть и начинающему, но уже активно пишущему автору.

Страх №1 Редактура собственного текста

Не совсем так. Редактура многих не то чтобы пугает, а вызывает отторжение, нежелание этим заниматься, потому что нудно, скучно и страшно, что, вникнув в текст, разочаруешься в нём.

Действительно, редактура даже своего текста сильно отличается от его создания, и это далеко не такой творческий процесс. К тому же многие начинающие авторы считают, что процесс этот долгий, и перечитать текст нужно не один и не два раза. Ведь именно так советуют редактировать свои произведения на разных курсах. Недаром же в комментариях к предыдущей статье мне написали, что 2 недели на итоговую редактуру – это очень и очень мало. Ну, я считаю, что качество текста от количества авторских редактур мало зависит. Что нового может автор увидеть после трёх прочтений? Только начнёт испытывать отвращение к собственному тексту. Вряд ли после этого его сделают лучше внесённые исправления.

Решить проблему страха перед редактурой, на мой взгляд, просто. Первую редактуру проводите в процессе написания текста. Написали главу – отредактировали. Обращайте внимание главным образом на ошибки – грамматические, речевые, стилистические; на оформление диалогов, тире/дефисы и т. д. То есть на то, для чего сюжет не важен. Так вы не успеете испытать отвращение от редактуры и устраните всех мелких «блох» до финальной вычитки. И, возможно, появятся дополнительные мысли в плане сюжета, образов героев и т. д. Поменять что-то в ещё ненаписанном тексте значительно проще, чем в полностью готовом.

Когда произведение будет закончено, сделайте ещё одну редактуру, обращая внимание уже на логические несостыковки, провисание сюжета и т. д. Ну, и мелкие ошибки, незамеченные при первой редактуре, устраните. Если вы крупных проблем не заметили, то всё. Можно больше не перечитывать текст. А если выявились крупные проблемы, то, может, лучше вообще написать новое? Тем более крупные косяки, дыры в сюжете, нелогичность поведения героев происходят из-за предварительной непроработанности плана и образов. Это надо делать до начала работы над текстом, а не после. Именно так я сама редактирую свои книги, хотя они преимущественно нехудожественные, но на принцип редактуры это не влияет.

Художник Даниэль Мириам
Художник Даниэль Мириам

Страх № 2. Негативные оценки и комментарии

Вы написали книгу и пора выпускать её в люди. Книги же пишутся для того, чтобы их читали. Но начинающий автор боится негативной реакции читателей. Плохо, когда выложенную на литературной площадке книгу никто не будет читать, но не менее страшно, что будут читать и плеваться ядом. Ведь мы к своим текстам относимся почти как к детям, ну, или как к питомцам. Они нам дороги даже не слишком качественные, и гадости от людей о них слышать больно.

Увы, но таковы люди — гадость им сказать легче, проще, а часто и приятнее, чем похвалу. Тут надо понимать, что многие пользователи интернета выискивают недостатки в текстах автора (а если их не нашли, то придумают) для того, чтобы почувствовать собственную значимость — они же умнее автора. И чтобы повысить свою самооценку, такие комментаторы предпочитают потоптаться на авторе. Нужно, просто, помнить, что таких людей много, и выработать иммунитет к их оценкам.

Но есть и другие критики, вполне искренне желающие помочь автору и указать на его косяки. Они отличаются от первой категории стилем комментария. Если первые стараются задеть побольнее, их комментарии сочатся ядом и сомнениями в адекватности и интеллекте автора, то вторые пишут не об авторе, а об ошибках и проблемах текста. Часто, если есть такая возможность, не публично, а в личку. Вот на них обижаться не стоит, лучше прислушаться и поблагодарить, ведь они бесплатно выполняют работу бета-ридера. И помнить, что когда человека тыкают носом в его косяки, это бывает больно и неприятно, но это необходимое каждому автору лекарство.

Философский сюрреализм Игоря Морски
Философский сюрреализм Игоря Морски

Страх № 3. А вдруг книгу украдут?

Очень распространённый и совершенно иррациональный страх, что украдут текст, сюжет, идею, героев. Именно по этой причине некоторые авторы годами пишут в стол и боятся отправлять текст в издательство.

Если говорить о воровстве книги целиком, то страх действительно иррациональный. И нескромный. Это какой же шедевр должен написать автор, чтобы его книгу захотели украсть и выдать за свою? Я здесь не имею в виду пиратские сайты, которые хоть и воруют книги, то есть размещают их без разрешения автора, но не приписывают авторство себе.

Об иррациональном страхе, что текст могут украсть в издательстве и отдать известному писателю я уже писала. Зачем это писателю? Это всё равно что глотать пережёванную кем-то пищу — и противно, и без вкуса. Да и с идей так же. У хорошего издающегося писателя обычно своих идей столько, что писать — не переписать. Зачем ему ещё и чужие «объедки»? Издательству это тоже невыгодно, так как новичку оно заплатит копейки, а то и вовсе заключит договор на маленькое роялти, а известный автор получает гонорар в разы больше новичка. С новичком проще работать — он на всё согласен и т. д. То есть невыгодно со всех сторон.

Что касается воровства идеи, то плагиатом это не является, так как идеи не считаются объектом авторского права. Но идеи витают в воздухе, и каждый давно пишущий знает, что любая чужая идея (встреченная совершенно случайно) может вызвать фейерверк ассоциаций и букет собственных идей и сюжетов. Можно ли считать это воровством?

-4

Страх № 4. Страх редактора

Этот страх появляется уже на этапе размышления о необходимости отправить рукопись в издательство, и обостряется после подписания договора. Есть авторы, что с ужасом думают о том, что кто-то «со своими тараканами» полезет редактировать его текст, будет там что-то исправлять, удалять, переписывать. Такие авторы сразу занимают позицию испуганного ёжика и на любое замечание или просьбу литредактора реагируют негативно.

Что тут сказать? Редакторы, в том числе и литературные, разные и как люди, и как специалисты. Тут уж кому как повезёт. Но надо помнить, что литредактор не враг, у него нет цели испортить ваш текст. И главное — вы с редактором на одной стороне и у вас общая задача: сделать книгу лучше, более интересной, качественной, продаваемой. А редактор опытнее в этом деле и часто лучше автора знает, как надо. Тем более, всегда можно найти компромиссное решение. В крайнем случае редактор плюнет на упрямого автора и оставит всё так, как есть. Всё равно за текст в ответе именно автор, и его читатели будут тыкать носом в неисправленные косяки.

Страх № 5. Больше ничего приличного не напишу

Иногда автор так выкладывается на своей первой книге, что наступает выгорание и страх, что уже никогда не получится ничего путного, что он не сможет повторить этот путь. Особенно сильный негатив бывает, если первая книга не завоевала того успеха, на который рассчитывал автор — не приняло издательство, плохо читают на литплощадках.

Этот страх прекрасно лечится хорошим отдыхом, переключением внимания на другие виды творчества, на спорт, на сериалы, в конце концов. И пройдёт совсем немного времени, и вам захочется написать что-то ещё.

Вот на этом тему страхов я, пожалуй, закончу. Получилось, у начинающих писателей их так много, и даже странно, что книги ещё пишут. Вообще страх — это естественная защитная реакция организма. Надо просто научиться страхи преодолевать. Успехов вам в этом и тёплых уютных котиков!