Найти тему
АВТО ПОЧЕМУЧКА

Самый популярный сельский автобус в СССР - ПАЗ-672

Когда идёт речь об автобусе ПАЗ, надо понимать, что это 80 модификаций: от базового 652 до спецверсий и шасси, поставлявшихся в экзотические страны.

ПАЗ-652
ПАЗ-652

Наиболее массовым стал ПАЗ-672 (68-89 г.) — автобус для деревни, где вместо дорог направления.

По сути, инженер Павловского автозавода Сорочкин Ю. Н. создал автомобиль-конструктор.

Родным у него был металлический сварной кузов с двумя дверями, задним люком и отдельным входом для водителя. Все остальное от грузовиков ГАЗ: двигатель с 4-х ступенчатой КПП от 53, мосты, тормоза — 51, генератор от бронетранспортера.

ПАЗ-672
ПАЗ-672

Бескапотный кузов подразумевал расположение моторного отсека в салоне, справа от шофера.

Поднятием складного кожуха, осуществлялся доступ к клапанной крышке, топливной аппаратуре и зажиганию. В случае замены силового агрегата, двигатель вместе с КПП выкатывался по салазкам наружу.

Доступ к ДВС
Доступ к ДВС

Попрыгунчик

Внешне ПАЗик выглядел мило и оптимистично. Салон с сиденьями, обтянутыми дермантином, соответствовал духу времени.

Водители обвешивали периметр вогнутого лобового стекла бахромой, а сильно прогревавшийся жестяной кожух мотора драпировали байковым одеялом. Одеяло и бахрома придавали салону трогательную домашность.

-4

Расчетная пассажировместимость составляла 45 человек, из них 23 сидячие, но помещалось столько, сколько могло втиснуться.

На шоссе 115-сильный мотор разгонял автобус до 80 км/ч, на грунтовке — до 40.

-5

При этом, за счёт жёстких рессор, 672 подкидывало так, что пассажир чувствовал себя всадником без седла. Отсюда и прозвище — Попрыгунчик.

Автобус экстремалов

Слабое место ПАЗа — микроклимат. От жары не спасали ни открытые форточки, ни 6 вентиляционных люков в крыше.

Сквозь щели створчатых пневмодверей летом клубилась пыль, зимой сквозило стужей. Сорочкин вообще не планировал отопление автобуса, но уступил под нажимом товарищей.

-6

И все равно, слабый вентилятор не прогонял воздух дальше передней площадки, поэтому обогревался салон скорее теплом человеческих тел.

Недостатки, не умаляли достоинств 672 — уникального сельского автобуса-труженика с суровым грузо-пассажирским характером.