Поскольку однозначного ответа на данный вопрос нет, ибо многое зависит от запроса и желания человека, то статья будет разделена на две части. И в первой сфокусируем наше внимание больше на теорию, которая поможет новичку понять особенности фотоаппаратов, также рассмотрим несколько мифов.
В отношении фотографии люди делятся на два лагеря: те, кто снимают на мобильный телефон и те, кто предпочитает фотоаппарат.
В данной статье мы поговорим о вторых.
Любой новичок сталкивается с проблемой подбора фототехники. В интернете можно найти множество статей на эту тему, но далеко не во всех найдутся советы, ориентированные именно на новичка. К сожалению, там часто пишут о технике, которая пойдет либо продвинутому любителю (который уже понимает зачем ему тот или иной девайс и покупает что-то более-менее осознанно), либо подборка сделана по вкусу профессионального фотографа и новичок, из-за отсутствия опыта, попросту не поймет, зачем ему тот или иной объектив, та или иная камера и за что он выложил такую огромную сумму денег (да, суммы за профессиональную фототехнику немаленькие). Сразу отмечу, что будем рассматривать камеры с кроп-матрицей (APS-C). Полнокадровые камеры оставим до времен, когда новичок будет уже не таким уж новичком, наберется опыта.
Также, важна и финансовая сторона вопроса. Полнокадровая камера зачастую дороже кропа. Ибо если человек решил заняться фотографией как хобби или просто иметь хороший фотоаппарат, чтобы иногда запечатлевать моменты, то покупать профессиональную технику за огромные деньги нерентабельно, так как люди, совершая такие приобретения просто не понимают, за что они отдали эти деньги. Не меньше самой полнокадровой камеры может стоить и оптика (объективы) к ней. В отношении оптики мы тоже рассмотрим бюджетные варианты, дающие интересный результат.
Не менее важный момент (помимо бюджета) это то, что человек хочет снимать, как он это хочет снимать, для каких целей ему нужна камера и так далее.
Отдельно остановимся на том, что такое кроп-матрица.
Полным кадром называется фотоаппарат с матрицей, равном плёночному кадру и размером 24х36мм. Кроп - это матрица меньшего размера, а кроп-фактор - отошение размеров диагонали полнокадровой матрицы к диагонали матрицы вашего фотоаппарата. Для APS-C кроп фактор составляет 1,5.
А теперь давайте рассмотрим несколько заблуждений:
«Зеркалка - это это круто, профессионалы пользуются только зеркалками. Зеркалка - не мыльница какая-то.»
- Пожалуй, это самое частое заблуждение, которое можно услышать. Да. Если сравнивать полнокадровую зеркальную камеру и какой-нибудь компактный фотоаппарат без сменной оптики и с крохотной матрицей, то да. Зеркалка будет иметь множество преимуществ. Но прогресс не стоит на месте. Сейчас полным ходом идет тенденция отказа от зеркальных фотоаппаратов в пользу беззеркальных (не всем это нравится, но что поделать) и многие люди, далекие от фотографии, которым важен лишь результат (стоит отметить, что под словом «результат» я подразумеваю не только качество фотографии и ее художественную составляющую, но и психологическое восприятие того, на что человека снимали) смотрят на большой зеркальный фотоаппарат и думают: «О! Вот это штука! Профессиональная, крутая!», а на компактные беззеркальные фотоаппараты смотрят и воспринимают, как мыльницу и психологически не могут принять того, что такая малышка (а беззеркалки часто меньше зеркалок) может выдать что-то серьезное.
«Куплю дорогущую зеркалку и сразу стану круто фоткать».
- А вот и нет. Как бы обидно это не звучало. Создавать снимки можно хоть на спичечный коробок (пинхол). Создает композицию, атмосферу, сюжет фотографии не камера, а фотограф, человек. Камера лишь техника, средство, которое помогает осуществить задумку. Тут важно знать как техническую сторону вопроса, так и художественную. Нужно чувствовать, думать, видеть кадр, при этом понимая, как технически его снять, что сделать, как поставить свет. Это придет с опытом, знаниями, важно также развивать «насмотренность». Очень помогает обучающая литература (например: Александр Лапин «Фотография как», Лидия Павловна Дыко «Записки о фотомастерстве», «Основы композиции в фотографии» и т.д.), фотокружки, мастер-классы по фотографии, анализ работ знаменитых фотографов и победителей крупных фотоконкурсов. Знания важны в любой сфере. Не только в профессиональной, но и хобби. Когда человек учится новому, анализирует что-либо, адекватно критикует и хвалит свою работу, то он совершенствует свой внутренний мир. Это важно в принципе для личности человека.
«Да че мне сразу выстраивать кадр, зачем думать? Я ж отфотошоплю!»
Это боль. И да, одно дело, когда тебе говорит подобное человек, который не увлекается фотографией, а хочет только красивую фоточку в соцсети.
Но совершенно иное, тогда это говорит фотолюбитель/фотограф.
Фотошоп, конечно, не зло. Это один из инструментов, позволяющий улучшить кадр, но полагаться только на него не надо.
- Важно помнить, что на фотошоп нужны время и силы. Лично я предпочитаю тратить время на что-то иное, чем сидеть и вырисовывать заново что-либо или же исправлять что-то, чего можно было избежать сразу, при создании кадра. А иногда никакой фотошоп не сможет исправить кадр.
Эти три заблуждения очень часто мешают адекватно оценивать свое развитие, свой потенциал, загоняют в рамки, в результате чего человек может решить, что он не просто не умеет, а что нет таланта. Это может привести к тому, что фотоаппарат отправится пылиться на полку.
Выше я написала про зеркальные и беззеркальные фотоаппараты и то, что многие люди компактные беззеркальные фотоаппараты часто воспринимают как мыльницы. Зачем нужны зеркалки и беззелкалки? Чем они отличаются друг от друга? Давайте разберемся:
Зеркальные однообъективные фотоаппараты.
Один из классов фотоаппаратов, имеющих видоискатель прямого визирования. Проще говоря - фотограф видит ровно то, что видит камера.
Внутри фотоаппарата стоит подвижное зеркало. Пока не нажата кнопка затвора - она передает изображение из объектива в видоискатель через оптическую призму. И мы видим своим глазами в резкости ли объект, который снимаем, оцениваем композицию кадра.
Как только нажимаем на кнопку спуска, то вместе с щелчком затвора зеркало поднимается и освобождает путь свету, который и создает фотографию, а затем, вместе с затвором возвращается на место и мы можем снимать следующий кадр.
По механизму работы понятно, что данная система пришла в цифровую фотографию из пленочной.
Первый зеркальный однообъективный фотоаппарат изобрели в СССР в 1934 году. В этом фотоаппарате использовали кинопленку шириной 35мм. Конечно, тот аппарат был несовершенен. В видоискатель приходилось смотреть сверху и изображение в нем было отзеркалено.
Позже в конструкцию фотоаппаратов добавили пентапризму (призматический элемент из стекла с зеркальными гранями), позволяющую нам в видоискателе видеть изображение таким, какое оно в реальности. Впервые пентапризменный видоискатель был применен в фотоаппаратах Rectaflex, Contax S и Alpa Prisma Reflex в сороковых годах двадцатого века.
Плюсы зеркальных фотоаппаратов:
- Большой парк оптики, в том числе бюджетной.
- Оптический видоискатель с естественным отраженным светом меньше напрягает зрение.
- Большой выбор на вторичном рынке.
- Конструкция и эргономика отработаны годами.
- Матрица большую часть времени закрыта затвором и зеркалом, что означает меньшую возможность запачкать или повредить ее.
- Более крупный фотоаппарат удобнее держать, он уравновешивает тяжелые объективы и меньше колеблется в руках.
Минусы зеркальных фотоаппаратов:
- Вес и размер.
- Нет полноценных переходников на объективы других систем.
- Не могут работать бесшумно
- На длинных выдержках механизм зеркала создает дополнительные вибрации.
- Если в фотоаппарате установлена матричная система стабилизации изображения, то на некотрых выдержках хлопок зеркала входит с ней в резонанс и смазывает изображение (часто возникает на выдержке 1/100 секунды).
Беззеркальные фотоаппараты.
Последнее десятилетие на рынке фототехники продвигается класс беззеркальных фотоаппаратов. Их принцип работы схож с цифровой видеокамерой: цифровая матрица постоянно фиксирует изображение в режиме видеопросмотра без записи и отображает его на экране или в цифровом видоискателе. В этой схеме отказались от зеркала, его сложного механизма работы, оптической призмы и отдельной системы фокусировки.
Теперь все эти функции исполняет матрица, процессор обработки изображения и цифровой экран.
Лишившись такого большого количества деталей фотоаппараты стали легче, но сохранили качество изображения, ведь за это отвечают матрица и процессор, которые остались на месте.
Плюсы беззеркальных фотоаппаратов:
- Компактный размер и малый вес.
- Меньше подвижных частей - надежнее конструкция.
- Умеют снимать бесшумно и без вибрации.
- Показывают на экране или в видоискателе изображение, максимально близкое к готовому кадру.
- Существуют переходники на разные объективы от зеркальных (и не только) систем с полной поддержкой всех функций. Есть даже переходники, которые добавляют автофокус мануальным (ручным) объективам.
- Благодаря тому, что сократилось расстояние (рабочий отрезок) между матрицей и местом крепления объектива - объективы стали меньше и немного легче, а также стали подходить старые объективы от дальномерных и шкальных фотоаппаратов (а они дешевые, компактные и дают интересный рисунок).
- Великолепно подходят для съемки видео. В данном случае практически стерлась грань между видеокамерой и фотокамерой.
Минусы беззеркальных фотоаппаратов:
- Экран и цифровые видоискатели сильнее напрягают зрение, ибо это прямой источник светового излучения, к которому наши глаза не адаптированы.
- Меньше - не всегда лучше. Совсем маленькую камеру неудобно держать в руках и на ней негде разместить элементы управления, что доставляет неудобства. Поэтому многие профессиональные беззеркалки близки размером к маленьким зеркалкам. Также с легкими фотоаппаратами сложнеее пользоваться большими телеобъективами (они перевешивают).
- Постоянное использование матрицы снижает количество кадров, которое можно снять с одного заряда аккумулятора и снижает ресурс матрицы.
- Матрица не прикрыта затвором и зеркалом, что повышает риск ее повреждения или загрязнения.
- Так как в беззеркальных камерах применяются более свежие технологии, то они могут быть дороже аналогичных по функционалу зеркалок. Так же и для объективов на беззеркальные фотоаппараты.
Нельзя однозначно ответить, поделить на черное и белое, сказать, что лучше - зеркалки или беззеркалки.
У каждого типа фотоаппарата есть свои неотъемлемые преимущества.
Важно опираться на свое внутреннее ощущение, вкус им потребности. Всегда приятнее снимать на фотоаппарат, который приятен, удобен тебе, а не навязан кем-то.
Я пользуюсь разными типами фотоаппаратов и от каждого получаю отличный результат.
Во второй части статьи расскажу про ту фототехнику, которую уверенно могу посоветовать новичку.