Найти в Дзене
Deluxe Acoustics

АХ ЭТИ МАТЫ!

Статья не о лингвистике русского мата, как вы могли подумать. Она про очередной способ поиздеваться над многострадальной виниловой пластинкой.

Речь пойдет о ковриках-прокладках между опорным диском проигрывателя и пластинкой, названных в обиходе матами или слип матами.

На заре «берлинеровской» инквизиции с пытками шеллачных пластинок иглами из твердых марок стали, практически все маты были из велюра или фетра. Реже встречалась качественно выделанная кожа нубук, для vip-персон, вероятно. Следом шел рельефный дермантин, прижившийся в патефонах более поздних моделей.

Коврики приклеивали непосредственно к дискам. Но не только чтобы края не подворачивались. При давлении иглы 50гр и более без этого диск мог свободно кружить под стоящей на нем пластинкой. Верхняя ворсистая плоскость ранних матов препятствовала скольжению.

С развитием технического прогресса шеллак уступил место реактопластам, а позже винилу. В современных проигрывателях давление кристалла на канавку редко превышает 3 гр. Для некоторых моделей достаточно 1 гр.

Теперь с разнообразием матов могут соперничать пожалуй только сменные шеллы. Перечислять материалы нет смысла, из чего их только не делали, важна суть. Особенности изделий для диджейских издевательств над пластинками пропущу.

-3

Любая прокладка между опорным диском при определенной твердости обладает собственной резонансной частотой. Сочетание собственной резонансной частоты (СРЧ) опорного диска, мата, и пластинки при механическом считывании записи влияет на характер звучания проигрывателя не меньше чем конструкция привода диска и тонарма.

Площадь контакта пластинки с опорной поверхностью также имеет значение. Часто пластинки «утомляющие» на красивых дисках с симметрично расположенными площадками для опоры , на сплошных плоских поверхностях «раскрываются».

На практике плоский коврик (диск) из любого материала дает непроизвольное число точек контакта с пластинкой, что сводит к минимуму появления гармоник резонанса.

Возможность оперативной коррекции СРЧ бутерброда диск /пластинка при замене мата или промежуточного диска с моей точки зрения является самым важным достоинством этих деталей проигрывателя.

В этом контексте к матам можно отнести тонкие накладные диски из металла, керамики, и твердых полимеров. Их эффективность для коррекции СРЧ дисков проигрывателей неоднократно проверена.

Полимерные маты производства VSN
Полимерные маты производства VSN

Отдать предпочтение одному мату или сменному промежуточному диску из какого либо определенного материала стоит только в случае необходимости произвести коррекцию звучания проигрывателя на постоянной основе.

Например, для повышения СРЧ штатных дисков из полимеров, сверху их можно накрыть металлическим сплавом или керамикой. Для снижения СРЧ дисков из металлов подойдут войлок и пористые материалы. Выделить диапазон вокала иногда удается дисками из акриловых пластиков. Лучший вариант выбирается по звучанию с конкретным сочетанием аппаратуры.

При установке тяжелых накладных дисков из металла, стекла или керамики надо помнить про увеличение нагрузки на шпиндель и мотор. При увеличении массы диска в проигрывателях с пружинным или другим упругим подвесом шасси, не избежать перенастройки подвеса.

Коррекцию СРЧ опорных дисков проигрывателей лучше начинать с тестирования без накладных дисков и матов, устанавливая пластинку непосредственно на диск.

Такое прослушивание укажет в каком направлении стоит корректировать СРЧ. И надо ли ее корректировать. В моей практике были случаи когда лучший результат получался без каких либо накладок.

-5

В большинстве конструкций тонармов не предусмотрено оперативной регулировки высоты колонны. За счет толщины мата можно установить оптимальный VTA для любой толщины пластинки. Для сведения начинающих, за глубиной матриц в процессе прессования производители пластинок особо не следят (и раньше тоже не следили).

Выводы? Вестись на сказки типа «Наш мат решит все ваши проблемы» не надо. СРЧ пластинок индивидуальны. Не факт что «чудо мат» в вашем случае сыграет лучше шайбы из пробки, каучука, или прокладки из толстой бумаги. Пути аудио сигнала к уху неисповедимы…

Автор: Ващенков Сергей. Санкт Петербург. Россия.