-Чего опять куксишься, огород поливать пора,-ворчала Евдокия своей дочери Раисе.-Наверное, под утро пришла? Смотри, принесешь в подоле!
-Мам, ты издеваешься надо мной? Сама прекрасно знаешь, что нет у меня никого. Кому я нужна такая, дылда, каланча. Все девки как девки, роста нормального. А я в кого такая уродилась? Вы с батей росточка маленького?
Мать огрела ее за эти слова полотенцем, повернулась и пошла в избу.
Живут они в пригороде, в частном доме. Семья у Евдокии большая: четверо сыновей и три дочери. Рая-последыш. Родила она ее в сорок пять лет. Не думала, не гадала. Не знала, как так получилось.
Еле разродилась, крупная девка получилась. Как бегать стала, то вся пухлость ее куда-то исчезла, в рост пошла.
В школе выше всех была. И очень она от этого страдала. Натерпелась насмешек от одноклассников. Да и подруг особо не было, одна Галина, самая маленькая в классе. Жили они на одной улице, поэтому вместе и в школу ходили, и дружили.
Пришло время женихаться, а на Раису никто внимание не обращает. "Чтобы тебя, Райка, поцеловать, надо с собой скамейку носить, а то не достанешь,"-шутили пацаны.
Все девчонки с улицы семьями обзавелись, дети пошли, а Раиса все одна. Годики бегут, уже тридцать стукнуло, а никто замуж не берет. Сохнуть стала. Никуда не ходит. Работа-дом, дом-работа. Живет с отцом-матерью да помогает племянников нянчить. Все за спиной зовут ее старой девой. И так обидно Раисе от этих слов.
Вот как-то раз сидит Евдокия на лавочке, внучата в песке играются. Идет мимо соседка Таисия. Подошла, присела. Слово за слово и разговор на Раису перешел. И поделилась Евдокия соседке, что страдает от одиночества дочь. Видимо, так и останется старой девой.
Задумалась соседка, а потом наклонилась к уху и зашептала:
-Знаю я один способ, только решитесь ли вы на такое?
Евдокия слышала, что Таисия знает что-то, поэтому многие ее и чурались. Но ухватилась за эти слова, выпытывать стала, что делать надо.
Что там Таисия делала никто не знает, но вскоре Раиса стала к свадьбе готовиться. Жених-то с их улицы оказался. Работал на Севере, приехал родителей проведать, а оказался обрученным.
На радостях дома ему столы накрыли, редко сынок приезжал. Выпили, посидели, все, как положено. А вечером он на улицу пошел, и встретил братьев Раисы. Те по субботам у матери собирались всегда, в баньке попариться да пообщаться.
Вот в эту баню и попал Дмитрий. Выпили крепко, парились, а дальше и не помнит. Пришел домой в новой рубашке. А дней через пять заявил, что жениться хочет и больно ему Рая понравилась. Мать отговаривать.
-Ты ей в пупок дышишь. Найди ровню. Что помоложе не найдешь, ты парень видный?
-Сердцу не прикажешь. Тянет меня к ней и все. И не отговаривайте!
На улице долго еще шептались, что дело тут нечисто. А Дмитрий и Раиса к свадьбе готовились. Семья у Раи хоть и большая, но богатая. Младшей дочери все самое лучшее.
Свадьбу сыграли, молодым передний угол выделили. Вскоре узнали, что Раиса ребенка ждет. На крыльях от счастья летала Рая. Сбылась ее мечта стать женой и матерью.
Да недолго она радовалась. Дмитрий попивать стал. Как парень молодой вечерами уходил гулять.
-Ничего, привыкнет. Никуда не денется, теперь он наш,-говорила Евдокия.
Прожили молодые так всего год, как беда пришла в дом. Попал Дмитрий в пьяную драку, там его ножом и пырнули. Если бы сразу его нашли, может и спасли бы. А когда нашли, то уже поздно было.
Раиса с месячным Славиком на руках вдовой стала. Не успела семейной жизнью вдоволь насладиться. Больше замуж не вышла. Сына растила.
Роды тяжелые были, мальчик с кучей болезней родился. Но потом выровнялся, даже в армию забрали.
Перед армией женился, народилась дочка Иринка. Раиса в ней души не чаяла. Отделила молодых, помогала внучку растить.
Сама Рая продолжала с родителями жить.
Раньше всех отец умер. А потом один за другим ушли все четверо братьев. Евдокия, сидя у их гробов, слезинки не проронила. Сидела с каменным лицом и все. Соседки шушукались:"Как не мать. Не жалко что ли родное дитя?"
После армии начались у Славы проблемы. Как потом признался, сильно его там били. Начались проблемы с головой. Из спокойного превращался в буйного. Гонял жену, колошматил мебель. Жена терпела, терпела и развелась. Но Раиса внучку не бросала. Забирала к себе часто.
Было Ирине восемь лет, когда отца не стало. В очередной приступ бросился с балкона.
Сильно Раиса о сыне страдала, а Евдокия, которой к тому времени за девяносто перевалило, все так же сидела с каменным лицом у гроба внука.
После смерти Славы Рая забрала внучку к себе, растила, учила, пока бывшая сноха жизнь свою устраивала. Но как не старалась, только родила еще двух детей. Раиса по доброте своей и этих ребят растить помогала.
Умерла у Раисы и мать, не дожив всего два года до ста лет. Потом и сестры покинули этот свет. Осталась Раиса одна. Внучка выросла и съехала от бабушки.
Сейчас Раисе уже за семьдесят. Живет в старом родительском доме. Имеет две квартиры. Соседки говорят, что подписала одну внучке, одну снохе, чтобы память о ней была.
Много лет прошло, да и вспомнят, как Раиса замуж выходила.