Найти тему
Священник Игорь Сильченков

Украденное прошлое.

Когда у меня просят благословения на поход к психологу или к психотерапевту, я хочу знать подробности. Мой главный вопрос - какие взаимоотношения у этого специалиста с Богом? Боится ли он Бога? Осознаёт ли свою ответственность перед Ним?

Есть психологи, которые на самом деле являются оккультистами. Есть те, кто любит ставить на людях психологические опыты. Есть те, которым очень нравится власть над людьми.

Если человек боится Бога, он может заблуждаться в выборе метода, но вреда при прочих равных условиях причинит меньше. Он не самоутверждается на фоне пациента, не вовлекает в сомнительные эксперименты, не пытается психологией заместить духовную жизнь и т.д.

Можно и острее сказать: он не разрушает семью пациента, если имеет собственный неудачный опыт семейной жизни, не ссорит с родителями, если находится в ссоре с родителями сам, не понуждает ревновать, если сам ревнивец, завидовать, если сам завистник и так далее.

Мне, конечно, привычнее и понятнее православный психолог. Имеется в виду не тот, который иногда ходит в храм, а сам пользуется любыми методами, которым когда-то учился. А тот, который целью своей деятельности считает цель православную - то есть подготовку человека к углублённой исповеди.

Это прекрасно, но таких психологов мало. Хотя Господь по Милости Своей может привести к ним в самой сложной ситуации, в самых неподходящих условиях.

Только один пример обращения к неподходящему специалисту.

Милая рыжеволосая Елизавета недавно похоронила мать. С мамой были очень тёплые душевные отношения. Мама долго болела, и смерть ее не стала чем-то внезапным, неожиданным.

Елизавета долго плакала. Она не хотела принимать антидепрессанты, как ей советовали врачи. И опыт в церкви у неё был минимальный, иначе она бы могла черпать силы в молитве и Таинствах.

Мы не виделись с Елизаветой полгода. И когда она пришла в храм, я спросил ее о результатах походов к психологу.

Она мне выдала невероятную фразу:

- Мне было очень тяжело. Психолог сказал, что мне этот стресс не по силам. Нужно работать с памятью. Теперь я вообще не уверена, была у меня мама или нет...

Представляете, забыть маму?! Наша память — это наш опыт. Это то, что делает нас людьми вообще и личностями в частности.

Давайте забудем все плохое, что было в нашей жизни, и будем помнить только хорошее! А как мы отличим хорошее от плохого?

Представляете, мы приходим на исповедь, исповедуемся и тут же забываем о своих грехах. Конечно, мы наделаем их снова, и наш опыт не остановит нас. Это я уже как священник рассуждаю.

Я хочу помнить все - и хорошее, и плохое. То, что причиняет боль, оживляет душу, не даёт ей зачерстветь.

Изживание горя, проблема с которой Елизавета обратилась к психологу, требует повышенного внимания. Надо очень хорошо и очень долго помнить, кого мы потеряли, только память эта должна быть светлой, незамутненной, благодарной.

Эта работа над собой требует времени и усилий. И помощи Божьей.

Слава Богу за все!

священник Игорь Сильченков.