Чтобы идти в поход нужен коврик спальник и палатка. Теперь принято говорить спальная система. Потому, что одно без другого неэффективно.
Если есть тёплый спальник, но спите на тонкой пенке, когда за бортом 0 градусов, то вам не позавидуешь. Продрогнете до костей!
Сколь бы дорого ни стоил ваш спальный мешок, он вас не согреет. Холод проникнет снизу через тонкий коврик. Верно и обратное: толстая пенка и тонкий спальник при +5, вас также не согреет.
Мы разделили статьи, поэтому развернутый ответ относительно выбора ковра и спальника, читайте по ссылкам.
СПАЛЬНИК
О том, как выбрать походный спальный мешок читайте здесь: https://dzen.ru/a/Y-VlewAcr0_3vurA
Про выбор коврика для похода, тут: https://dzen.ru/a/Y-arDLYyAlZy1ILt
Хотите сэкономить и купить недорогой спальный мешок? Тогда вам нужно знать, что производители завышают (или занижают) тепловые показатели изделия. Хотят продать осенний спальник дороже, выдавая его по температуре за зимний. Этим «грешат» почти все китайские модели. А тем более, русские фирмы, выдающие свою продукцию за отечественную, но также пошитую в Китае.
Если приобретен осенний спальник на заявленные -5 градусов лимита комфорта, знайте, что настоящий лимит там на 5 градусов выше, то есть около 0 градусов. А комфортно спать в таком изделии Вы будете только в +12 ~ +15 градусов.
Можно определить теплостойкость мешка на ощупь. При ощупывании он должен быть «толстым», не как обычное домашнее одеяло. А также смотрите на больший объём.
Без компрессионного мешка, спальник должен быть размером с бытовое ведро, или емкость 10-ти литров. Тогда это однозначно тёплый спальник, а не летний вариант.
Впрочем, если планируете спать в термобелье, флисовых штанах и кофте, то вам могут подойти и менее теплосберегающие модели. Некоторые туристы так экономят на весе.
Если Вы хотите путешествовать в местах, где ночная температура колеблется от 0 до +15 (например, горный Алтай), то такая спальная система может быть жаркой. Это неудобно, когда просыпаясь, приходится то снимать вещи, то заново их надевать.
На наш взгляд, комфортнее спать в шортах и футболке, но в тёплом спальнике.
ОБЛЕГЧЕННЫЕ СПАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
"Рюкзаконосцу" важен вес поклажи. Поскольку летний спальник никогда «лёгким движением руки» не превратится в зимний, придумали облегченные спальные системы.
Это как «спальник без дна». Когда надувной коврик или пенка комбинируются со спальником. От последнего остаётся только верхняя тёплая часть – одеяло, а низ занимает походный ковёр. Получается спальный мешок со встроенным надувным ковриком. Таким образом, достигается облегчение веса спальной системы.
Весит конструкция не более 1кг, что выглядит вполне себе революционно. Однако, она не очень надежна. А что, если в ковре появится дырка? Спать на холодной земле? Здесь нужна запасная альтернатива. Лично мы бы с такой системой далеко бы не пошли. Да и не готовы заплатить 52 000 рублей :)
Но есть неоспоримые плюсы. Например, в таком спальном мешке можно спать даже под открытым небом, при отсутствии дождя. В застегнутом состоянии никакие клещи, комары и мошки не грозят. Это отличная спальная система для рыбаков, охотников, которые не используют палатку, а спят в лодках или охотничьих домиках.
Также она годится для ночёвки в палатке. Но только для летних и пригородных путешествий, где в случае фола можно купить обычную пенку за 500 рублей.
ГАМАК
Помните общество будущего на планете Пандора из фильма «Аватар»? Там голубокожие индейцы спали на деревьях в гамаках.
И это новое – хорошо забытое старое, сейчас очень популярно.
Гамак – древнее изобретение. Ему более 4 тысяч лет. Изобрели его индейцы майя, плетя из веток дерева «хамак». Поэтому и название такое.
Гамак использовали моряки, потому что в подвешенном состоянии меньше морская качка. А в Европу это изделие привёз Колумб, что стало модным развлечением в Европе.
Гамаки вешали в приусадебных парках для приятного времяпрепровождения за чтением книги, например.
В современности гамак стал туристическим атрибутом. Велосипедисты и пешие походники используют такую спальную систему из-за малого веса.
Однако, для её размещения нужны деревья. И путешествуя по степи, подчас, где ты эти деревья найдёшь? Это главный минус данной системы.
Гамак – вещь специфическая. Некоторые не могут спать в «скрюченном» состоянии. Другим не хватает тепла снизу, особенно когда дуют сильные и холодные ветры. Если дождь – нужно натягивать тент. А для этого тоже нужно найти удобное расположение деревьев для установки растяжек.
Весит туристический гамак ~ 1-2,5 кг, в зависимости от надежности и теплосберегающих свойств.
Для летнего отдыха – это замечательный вариант, кто бы что ни говорил. Ведь гамак заменяет не только спальник, коврик, но и палатку! А это экономия на весе и объеме.
КОМБИНИРОВАННАЯ СПАЛЬНАЯ СИСТЕМА
Не обязательно покупать спальную систему, озвученную выше. Можно собрать её самому. Сейчас продаются надувные ковры, которые имеют сужение вверх и вниз, как бы повторяя форму тела.
Такая форма для уменьшения веса такого коврика и возможность поместить каремат в спальник. Получится комбинированная спальная система.
Можно поместить надувной коврик в тонкий чехол, тогда внутри будет удобно поворачиваться и меньше шансов зацепить, и продырявить поверхность.
В такой конструкции можно использовать менее теплосберегающий, а значит и более лёгкий, чем осенний, спальный мешок. Этим и достигается облегчение всей спальной системы.
Существуют даже двуспальные комбинированные системы! Смотрите на фото выше.
СПАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ БУДУЩЕГО
Приведенные примеры получают широкое развитие сейчас. Думаем, в будущем материалы станут крепче, тоньше, легче и надувные коврики вместе со спальниками просто вымрут, как вид.
В век, когда дома и вещи печатают на принтере, а платья создают, разбрызгивая из баллона – всё возможно.
В будущем будем спать в каких-нибудь надувных коконах, имеющих внутри сложную и воздушную нано-сетку, способную сужаться и расширяться при поступлении воздуха.
Скорее всего, изобретут "вечную батарейку", которая сможет давать энергию без подзарядки несколько месяцев. Тогда всё будет ещё проще. Появятся палатки и спальники с подогревом. Причём подогрев будет осуществляться через микроструктуру самого материала.
Возможно, будут экспериментировать с надувными конструкциями. Появятся надувные дома - палатки, тёплые и практически невесомые.
Напишите в комментариях, хотели бы вы такую штуку себе? Как думаете, когда появится? 😉
Ну а пока "революционность" спальных систем достигается за счет экспериментов с формой. Палатки интегрируются со спальниками, а те в свою очередь, с ковриками.
Получаются интересные спальные системы (Polarmond) в которых можно комфортно спать даже при температуре в -30 градусов. Причём форма создана таким образом, что обогревается изнутри теплом тела самого человека.
Весит такая швейцарская система 4,8-5 кг.
Да, кстати, мы забыли поговорить о сборных конструкциях!
СБОРНЫЕ КОНСТРУКЦИИ
Фантазируя о спальных системах будущего, нельзя не сказать о сборных конструкциях. Мини-стулья, столы, сборные раскладушки тоже сейчас популярны в туризме.
К примеру, раскладушка весит всего 2 килограмма, что сопоставимо по весу с самонадувающимся тёплым ковриком.
Есть также раскладушки - палатки и палатки-автоматы. Для автокемпинга они идеальны.
ИТОГ
Друзья, мы рассмотрели актуальные тенденции туристической "спальной индустрии". Конечно, спальная система выбирается под задачи. Для пеших походов важно самое облегчённое, типа гамаков и надувных ковров.
Для велопоходов - можно поступиться весом и выбрать, самонадувающиеся коврики, весом 1,8 кг. Так сделали и мы! Кстати, сам поход можете посмотреть по ссылке:
Путешествующим на машине вообще не важен вес. Тут подойдут и надувные палатки, и сборные конструкции.
Каждый выбирает свой вариант в зависимости от ситуации. Ну а мы будем следить за тенденциями и сообщать, если появится что-то интересное.
Спасибо за внимание, лайки - комментарии. Надеемся, материал был вам полезен и интересен.
С уважением, Андрей и Лена.
Канал велопутешествий и походов.
-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС!
🎁 ДОНАТ И О НАС: https://dzen.ru/b/Y9vse-zBEGucbcV8
▶ YOUTUBE: https://youtube.com/@velokanal
🔵 TELEGRAM: https://t.me/velo_kanal
🏩 INSTAGRAM: http://www.instagram.com/...nal