Материнские дневники Фриды Абрамовны Вигдоровой (1915-1965) «Девочки» были опубликованы только после её смерти при активном участии подруги Вигдоровой Лидии Корнеевны Чуковской.
Как написано в предисловии, в полном виде дневники не могли быть опубликованы. Хотя я лично не нашла в них ничего особо крамольного. Да, некоторые друзья Вигдоровой были после войны репрессированы, но в дневниках об этом и так почти ничего нет, поскольку писать об этом было опасно. Другое дело, что я не нашла в них и ничего особо ценного – обычные материнские дневники, которые есть у многих женщин. Конечно, написано хорошо, всё-таки Фрида Абрамовна не рядовая домохозяйка, а писательница, но сама суть написанного вполне обычна.
Итак, любящая мама записывала интересные моменты взросления своих дочерей – Гали, 1937 года рождения, и Саши, 1942 года рождения. Из предисловия же мы узнаём, что некоторые моменты из дневников использовал в своей книге «От двух до пяти» К.И. Чуковский.
Что меня зацепило. Показалось, что не очень хорошим педагогом была Вигдорова. Писать о подлости пятилетнего ребёнка, причём собственного, по-моему, непростительно. Ребёнок, рождаясь, конечно, уже обладает собственным характером, но его неблаговидные поступки вполне можно корректировать, или же искать пробелы в собственном поведении. Но ни в коем случае нельзя говорить ребёнку, что он плохой (плохим может быть поступок, а не ребёнок), что мама его не любит за его поведение. И в этом плане дочь Галя, уже, правда, подросшая, оказалась гораздо мудрее мамы.
(«Галя: - Когда я получаю тройку, ты любишь меня меньше, чем всегда. А почему, если тебе статья не удаётся, я всё равно люблю тебя по-прежнему?»)
По-моему, это самые мудрые слова в этой книге. Впрочем, молодая мама, простить можно, к тому же она позже осознала, насколько была неправа. (А можно ли простить то, что на пятый день рождения ребёнку дали выпить рюмку вина?)
Ещё момент. Сами родители убедили восьмилетнего ребёнка в том, что ей пора начать вести дневник, а сами потом читали, обсуждали и комментировали. Это корректно? Свой дневник Фрида Абрамовна изначально вела не только для себя, но для массового прочтения, но ребёнку-то что она говорила? Записывать свои мысли и переживания, или же создавать основу для будущих мемуаров?
Реалии времени – перед вступлением в пионеры родители пишут характеристику на своего ребёнка, указывая, конечно¸ не только положительные черты, но и отрицательные. Не уверена, но мне кажется, что попахивает предательством.
И самая главная и неожиданная мысль, родившаяся после прочтения книги. Почему-то, читая её, я вспоминала не детство своего сына (хотя сама вела подобный дневник матери), а своё собственное. Почему? То ли потому, что в своём детстве нашла гораздо более сходных моментов, чем в детстве своего сына, то ли потому, что сын выдавал гораздо меньше эмоций (мальчик, интраверт), чем дочки Вигдоровой, и многого я о нём так и не узнала?
Этот материал ранее был размещён мною здесь: https://my.mail.ru/community/knigi/09680D58B7DD0497.html