Каково быть саппорт клубом Hells Angels; нужно ли меняться мотоклубу в угоду времени; мотоклуб как бренд со своими бизнес-задачами; зачем нужны байкерские бои, физтесты и open house day; насколько пиар и позиционирование стало важно для мотоклубов, и что позволит сохранить интерес к мотоклубам в будущем, особенно у молодежи. Об этом в интервью с президентом мотоклуба Last Rebels MC, Александром Тренером.
«Бунтари будут существовать всегда».
Мотоклуб Last Rebels MC был создан в 2009 году мемберами BlackSmiths MC. Как далось это решение? Кто поручился за Last Rebels MC?
Мотоклуб Last Rebels MC был создан покинувшими ряды клуба Blacksmiths МС чептерами Кубани, Новочеркасска и Москвы, в связи с несогласием с внутренней политикой. За две недели до этого мы сообщили о своем решении. Потом на общем собрании сняли «цвета» Blacksmiths и сразу одели Last Rebels. Грубо говоря, мы были без жилетки 5 минут, пока перешивали «цвета». То есть, действующие мемберы МС клуба в один момент с ведома своих братьев поменяли патчи. Нам не надо было разрешения в принципе. Тут абсолютно другой механизм. Это выделение, а не создание нового мотоклуба. Мы следовали ортодоксальному процессу и его не нарушали. Если бы мы вышли, сняли цвета, одели новые, тогда нужно соблюдать процедуру создания нового мотоклуба. Кто-то, может быть, и требует, чтобы были поручительства, а кто-то считает, что достаточно самому отстаивать МС статус.
Мы открыли сразу три чептера: два мемберских в Кубани и Новочеркасске, а также в Москве в статусе проспект. И кстати, на презентации клуба была большая часть Blacksmiths. Они присутствовали как почетные гости.
Смогли бы Вы понять и принять, если бы часть коллектива Last Rebels MC решила создать свой мотоклуб?
Существуют разные позиции, и каждая имеет право на жизнь. Есть люди, которые говорят, что клуб должен быть один на всю жизнь. Как показывает жизнь – это черное и белое, но есть полутона. Каждое правило работает только тогда, когда в нем есть исключения. И каждый человек ищет и находит то, что ему ближе. Я не осуждаю людей, которые, пробыв какое-то время в одном клубе, делают для себя очередной выбор. Только он должен быть честным.
У нас долгий период личной и клубной дружбы с Hells Angels. Это сближение стало одной из причин, почему люди вышли из Blacksmiths и пошли в Last Rebels. Таким образом мы практически через полгода уже стали их официальным саппорт клубом.
Почему решили выстраивать отношения именно с «Ангелами ада», а не с какими-то другими клубами?
Этот вопрос, который всегда у нас стоял во главе угла. Я знаю Алика Гоча, президента клуба Cossacks MC, с юности. Он был заряжен «ангеловой темой», был под их влиянием. Человек ездил в штаты, встречал Сонни Баргера, когда тот вышел из тюрьмы. Был очевидцем знаменитой скандинавской войны между Hells Angels и Bandidos. И он много всего интересного рассказал про HAMC. Для нас было понятно, что не надо изобретать ничего своего, а лучше следовать олдскульным канонам. Может быть, добавить какие-то свои нюансы. Так вышло исторически, что были контакты через Алика, через московских парней, которые стали Hells Angels. Поэтому к этому 2009 году уже были определенные сложившиеся ориентиры. А до 2009 года мы ездили на различные европейские мероприятия, где встречались с «Ангелами Ада». А они до этого и потом приезжали к нам.
После саппортовой истории мы вернулись на свои старые цвета Last Rebels, при этом остались дружеские отношения с ангелами. Почему не срослось – наверное, логичный вопрос. Если кратко – у нас было главное правило: либо все, либо никто. Все-таки отношение к саппортовым клубам разное, когда ты приходишь небольшой группой или уже с шестью полноценными отделениями. Есть определенные сроки, примерно раз в год, когда саппортовой клуб может спросить о своих возможностях вступления в желаемый клуб. Ставить ультиматумы нельзя, только корректно спрашивать, тем более, когда есть аргументы.
Мы понимали, что зачастую это интрига, это держится в тайне, но мы хотели иметь какую-то ясность спустя два года. Сроки уже были пройдены. Московские Hells Angels дали нам понять, что «парни, мы вас всех ценим, но кто дальше перейдет в клуб, будем определять мы. Часть мы готовы взять, остальных еще нужно проверить». Естественно, это было для нас неприемлемо, потому что таким образом нарушался изначальный наш договор между собой, внутри нашего клуба. На этой теме среди нас возникли определенные внутренние трения. Но подавляющее большинство поддержало идею – либо все, либо никто. Даже те, кто очень хотел, прям мечтал, спал и видел. Тогда мы собрали собрание и сообщили, что через месяц мы возвращаемся на свои «старые цвета» обратно. Ну, не сложилась эта история. Не было каких-то претензий ни к нам, ни у нас. Мы много чего сделали на этом пути: ездили, выполняли задания определенные и так далее. И никто об этом не жалеет.
Есть одна старинная поговорка. Она как-то подходит сюда, как это ни парадоксально. Тут важен сам принцип: «если не знаешь, как сделать – сделай по закону». В данным случае по байкерским канонам, чтобы все было по-джентльменски.
Какие у Вас взаимоотношения с другими мотоклубами?
Есть мотоклубы, которые являются дружественными. Для нас это, например, Rebels МС и Russian Choppers МС. В свою очередь, Blacksmiths МС хоть и не дружественный, но у нас с ними нормальные отношения. Просто нельзя насильно заставить клубы дружить. Как говорил Сонни Баргер: «Мы дружим не с жилетками, мы дружим с людьми».
При этом, мы не приветствуем посещение наших мероприятий некоторыми мотоклубами, но и прогонять не будем.
Есть международный 1% мотоклуб Rebels MC с отделением в России. Не было с ними какого-то недопонимания по схожему названию клубов?
Когда продумывалось название Last Rebels MC, естественно, мы знали, что существует такой старый австралийский мотоклуб. Но повторять название – нехорошо. Добавить свое слово назад или вперед – ничего страшного, в истории масса таких случаев. В 2009 году мы с Rebels МС еще не были знакомы. На сегодняшний день у нас дружеские отношения. В мировой практике: если мотоклубы со схожими названиями получили цвета в установленном порядке, как положено, не нарушив ничьих прав, то все Ок.
Например, в байкерском сообществе много мотоклубов, в названиях которых есть слово «викинги». И эти клубы еще где-то в середине 2000-ных решили объединиться и договорились сделать общий фестиваль, но проводить его каждый год в разных городах, где есть мотоклуб, у которого в названии есть слово «викинг». На байкфестиваль приезжали мотоклубы с похожими названиями, и ни у кого не было никаких претензий.
Как были выбрано название и эмблема Last Rebels MC?
Тут никакого нет секрета. Это коллективное авторство, но в основном наш мембер Аркан. За основу был взят старый казачий предмет гордости – крест «За службу на Кавказе». Как это сочетается с Last Rebels? Клуб появился на Кубани и Дону. Изначально на Юге казачество – это вольнолюбивые крестьяне, бежавшие от крепостного гнета. Среди них было много разных людей, в том числе отверженных или даже разбойников. Если человек «добежал» сюда и остался здесь жить, то его уже не могли судить по государственным законам. Значит такой человек бунтарь. Было не важно, что у людей было в прошлом, они бежали за свободой, за лучшей жизнью. Попадали на эту свободную землю. Они были настроены против системы. «С Дону и Кубани выдачи нет!» Потом, впоследствии система хоть и смогла ими управлять в той или иной степени, но все равно они оставались свободными.
МС понятия едины для всех. Но что касается твоей самоидентификации – эмблема, название, цвета – все-таки они должны уже идти от души. Можно сказать, что Last Rebels – это здешние реднеки, ковбои, южане. Мы – такой нематериальный мост с юга России в южные штаты США. Очень условно, но это так.
Мотоклубы все больше вкладываются в качественный видеопродакшн, организацию мероприятий и даже выстраивают работу со СМИ. Насколько пиар стал важен для мотоклубов? Становится ли это нормой для их развития и конкурентным преимуществом?
Современная ситуация диктует современные условия. Без рекламы сегодня невозможно. Просто это осознанная необходимость. Без продвижения привести в клуб достойных людей очень сложно. Поэтому, естественно, любое сотрудничество со СМИ в пределах разумного должно быть.
Если мотоклуб гонится за популярностью – это уже тогда большой вопрос к этому мотоклубу. Здесь должен очень четко соблюдаться баланс. Потому что переступить через свои правила в угоду популярности – это значит поставить на себе крест.
Вы выпустили свой бренд одежды Route 12/18, которая продается в том числе на Wildberries. Что значат цифры 12/18? Насколько это прибыльная история, и большой ли спрос среди мотоциклистов?
Есть у нас несколько людей, которые очень хорошо рисуют. Они нарисовали массу принтов для нашей одежды. Это получило спрос, мы решили развивать собственный бренд. К примеру, даже на относительно небольшом мероприятии продается около ста единиц одежды. Если это нравится вольным байкерам, просто каким-то сочувствующим, то почему бы это не сделать коммерческой частью? К тому же это продвижение мотоклуба, поэтому мы продаем одежду на разных площадках. Это все-таки больше, так сказать, для «узнаваемости бренда», а не для заработка.
Касательно 12/18 – это простой «масонский» цифровой шифр. Каждая буква соответствует последовательности цифр. Hells Angels – 81, а Last Rebels – 1218. Ну, а Road 1218 – это наша дорога, путь.
Вы проводите байкфестивали – Partizan party, Eldorado, Rock-n-roll in Heaven, есть своя линии одежды и даже мотокалендарь. Складывается впечатление, что мотоклубы уже давно перестали быть просто объединением с общими интересами, а становятся полноценным брендом со своими бизнес-задачами.
Вообще, МС клуб обязан делать мероприятия, это как визитная карточка. Например, на крайнем Эльдорадо собралось более 2000 человек, а на Партизан пати было больше 1500. Сделать мероприятие – это серьезные трудовые, временные и материальные затраты. Это нужно в том числе, чтобы понять, кто рядом с тобой, понять деловые, организационные качества и даже стойкость духа. Ты не можешь это проверить, просто выпивая пиво, сидя за столом. На войне можно человека понять в окопе за 5 минут. А в повседневной жизни приходится тратить на это годы. А мероприятия и то, как человек ведет себя в публичном социуме среди байкеров, как он выполняет какие-то задачи, – это своего рода проверка.
У нас в свое время был официальный саппортовый клуб, который не часто делал собственные мероприятия. Сейчас уже делают, переняли опыт. Так вот, они обращались к нам, чтобы проверить своих ребят в организационной работе, узнать о них новые подробности в процессе подготовки наших мероприятий. То есть, ты смотришь на человека – потусить он пришел, или это действительно его тема. Готов он тратить свое время, ресурсы, участвовать в этом полноценно или нет.
Зарабатывая какие-то средства, мы понимаем, что это все пойдет на улучшение следующего мероприятия. Становятся еще лучше группы, звук, интереснее программа. Был период, когда ездили на различные мотофестивали, а там все те же сосиски, те же группы, в целом все одинаковое. Ну, это неинтересно. Мы стараемся, чтобы наши мероприятия были разными: по музыке, по формату и активности. Потому что нельзя все время делать одно и то же.
Что еще? Вот приходит человек в нашу клубную тусовку и говорит: «Я хочу сделать татуировку». Пожалуйста – у нас есть дружеский тату-салон. Хочет починить мотоцикл – у нас есть своя мотомастерская. Хочет человек фестивали – приезжай на наши фестивали и т.д. Идея в том, чтобы байкеры могли найти для себя все необходимое в разных проявлениях нашей клубной жизни.
Last Rebels MC проводят в своем клабхаусе Дни открытых дверей для всех желающих мотоциклистов. Почему решили проводить такое мероприятие?
Ну, это же не день открытых дверей в высшем учебном заведении, когда любой может прийти. У нас есть определенные ограничения. Человек, который приезжает на Оpen house day, должен знать хотя бы одного из тех, кто его проводит. Только в этом случае он сюда попадет. Если ты никого не знаешь – либо тогда потрудись и заведи эти знакомства, либо тебе тут делать пока нечего.
Это история для людей, которые хотят что-то узнать о мотоклубе, поговорить на общие темы. На фестивалях это зачастую не получается сделать. А на Оpen house day другая атмосфера – более подходящая, можно за столом посидеть и пообщаться. У нас позиция, что мы никого не агитируем для вступления напрямую, в лоб. При этом каждый клуб старается «показать себя».
Существует ли неофициально хантинг мемберов, проспектов или даже хэнгераундов из других мотоклубов? Могут ли быть за это какие-то последствия?
Перевод одного человека из одного МС клуба в другой – это очень сложная ситуация, и у нас она практически невозможна, прямо скажем.
Мы не ведем охоту за головами. Потому что, во-первых, у нас, в отличие от многих клубов, задача качества, а не количества. Мы не преследуем цели поставить флажки на карте и получить какие-то отделения из людей, которые нам не симпатичны или нам не подходят. Человек должен сам выразить желание – я сюда хочу. Его не будут спрашивать, пока он первый не задаст вопрос. Вот в этом принципиальное отличие.
У нас были случаи, когда целая мемберская чепта полным составом решила переходить к нам. Но ребята полгода находились, как говорится, «на вольных хлебах» – без каких-либо цветов и жилеток. Вместе с нами катались, проводили время. Люди должны присмотреться друг к другу. Эти парни прошли снова все стадии от хенгераунда до мембера.
У нас есть свои требования для вступления. Например, Rebels Fight Test. На каждую стадию клубной ступени (хенгераунд, проспект, мембер) человек сдает спортивные нормативы. Это мы, как положительный и полезный опыт, позаимствовали у московских HAMC. Сами участвовали в их дан-тестах. Решили, что это хорошая идея, и она подходит и нам.
Давайте чуть подробнее. Что входит в физтесты?
За три года, которые человек растет от хенгераунда до мембера, он должен принять участие минимум в двух тестах. Один он должен сдать обязательно, прям в зачетной форме. Это общефизическая подготовка: 50 отжиманий, 50 выпрыгиваний, 50 склёпок и небольшой кросс, если позволяет территория. Потом нужно выйти на ринг, и его ждут 15 поединков по минуте с меняющимися партнерами. Между боями минута отдыха. Задача – устоять на ногах и доказать, что ты можешь сопротивляться и подготовлен к дальнейшей байкерской клубной жизни. Кому за 40 лет, требования чуть помягче.
Мы очень ратуем за спорт и поощряем наших мемберов, кто выступает на соревнованиях. У нас есть своя спортивная команда по силовому экстриму. Она занимает призовые места на общероссийских чемпионатах. Есть мембер клуба «Десант» – наш инструктор по рукопашному бою. Он за время службы в армии достойно участвовал в горячих точках. И таких, как он, у нас в клубе немало.
Задачи «ушатать» человека на этих физтестах нет – это принципиальная позиция. По сути, это нужно, чтобы понять, кто рядом с тобой. Не все приходят сюда Рэмбо. Главное – как у человека с духом. Может, он и не достигнет феноменальных результатов, но важно, что человек сделал работу над собой – это уже заслуживает уважения.
Конечно, мы должны понимать, что в аббревиатуре МС первым все-таки стоит «М» - мотоцикл. А потом – клуб. Поэтому все должно быть в совокупности. Если у тебя нет мотоцикла, но ты охеренный боец – тебе все равно надо начать с мотоцикла.
А что думаете про байкерские бои, зачем все это?
Я думаю, это просто форма общения. Иногда выяснить отношения, если есть спорные вопросы между клубами. Если есть конфликт, то есть ринг – пожалуйста. Идеальный вариант. Задача вывести формат общения среди байкеров от стакана в другую плоскость. Выпивать тоже надо, но это должно быть в меру. Например, у нас в клубе запрещено людям в одних и тех же цветах поднимать друг на друга руку. За это сразу следует большой штраф в кассу клуба. А на ринге – welcome!
Мотоклубу Last Rebels MC уже почти 14 лет. Какие дальнейшие ориентиры и приоритеты?
Мы позиционируем себя как олдскульный клуб с очень доброй, братской атмосферой. Я считаю, что самое важное – то, что мы сохраняем ту атмосферу, которая у нас изначально была, и остаемся собой. Чем меньше происходит глобальных изменений, тем лучше. МС клуб – это достаточно ортодоксальное и консервативное объединение. Здесь присутствует определенная стагнация, если хотите. Есть, конечно, влияние каких-то современных тенденций, но они очень опосредованы. Чем четче ты гнешь свою линию, и она стабильнее, тем лучше. А если ты сегодня один постулат меняешь, завтра другой – это история уже не про МС клуб.
У нас нет цели «перековать и одеть» всех в «цвета» нашего мотоклуба. Есть задача – привлечь достойных парней, которые нам близки по духу. В планах также делать мероприятия и фестивали, выпускать наш постоянный мотокалендарь Harleys&Babes.
У некоторых клубов есть прямой посыл – каждый год открывать минимум одно отделение, как в советские время план на пятилетку. Мы считаем, что это неправильно.
По какому принципу выбирается город, в котором планируется открыть отделение клуба?
Инициатива идет от коллектива единомышленников в регионе. К примеру, если нам нравится город Челябинск или Иркутск, то только по этой причине мы там не будем открывать отделение. Если там есть люди, которые с нами на одной волне, и мы их знаем, то такой процесс возможен.
Мы стараемся сохранить клубную атмосферу и сплоченность коллектива, и в первую очередь обращаем внимание на тех, кто поближе. Когда человек за 1000 километров от тебя, то это влечет за собой дополнительные трудности.
Что для Вас значат цвета мотоклуба?
Цвета клуба – это как флаг, символ, оплот, на который человек может опереться. Они должны сохраняться с честью и достоинством. И это основное требование. Потому что потерять авторитет, где-то разменяться на чем-то – очень просто в наше время.
Бывает такое, что человек вынужден покинуть клуб в связи с какими-то жизненными ситуациями, а спустя время хочет вернуться. Если человек не нуждается в проверке, к нему нет претензий, соответствует критериям клуба, имеет мотоцикл и у него есть все сданные физтесты, то он может вернуться в том же статусе, в котором ушел. Если он вышел проспектом или мембером, то им же и вернется.
А есть какой-то временной лимит на возвращение в мотоклуб?
Человеку дается год на решение своих вопросов. Если за этот период он не разобрался, он может пролонгировать еще на год. После этого нужно уже принять окончательное решение. С одной стороны, есть требования и традиции МС клубов, с другой – нельзя говорить, что человеческие отношения должны быть на втором плане. Это тоже должно учитываться. Работает простое правило: если у тебя все хорошо на работе и в семье, то у тебя все отлично и в мотоклубе.
Могу ошибаться, но кажется, что общий интерес к мотоклубам, особенно у молодежи, с годами уменьшается. С одной стороны, современные увлечения некоторых мужчин – самокаты, моноколеса. С другой стороны, растущее число электромотоциклов. На них сложно представить мемберов мотоклуба. Как думаете, как долго мотоклубы еще будут пользоваться популярностью? И что позволит сохранить интерес к ним в будущем?
Чем больше сфер деятельности, где клуб начинает себя проявлять, тем больше интереса к нему возникает у разных людей. Но нельзя гнаться за этим, это должно происходить как бы само по себе.
Когда организация закрытая и ортодоксальная, всегда найдутся люди, кому она будет интересна вне зависимости от времени. Людям надоедает хаос в жизни, и они хотят какой-то системы, которая есть в мотоклубах. Может быть, этот процесс займет длительный период времени, а может быть, он никогда не наступит. Но убеждать и агитировать человека, который не хочет в мотоклуб, – это неблагодарное дело. Он должен сам к этому прийти. Некоторых пугает ответственность, что служит определенным стопором. Если человек не может пожертвовать частью свободы ради коллектива, то, соответственно, ему здесь и не место.
В той или иной степени, мотокультура подвержена изменениям. Есть основополагающие правила и традиции, которые останутся неизменными, но какие-то моменты будут меняться однозначно. Например, даже у многих однопроцентных клубов сокращаются сроки роста от хенгераунда до мембера. Некоторые вообще упразднили статус хенгераунда, сразу проспектами берут. В любом случае трансформация присутствует. Она не должна быть искусственной, а должна быть естественной, осознанной и принятой большинством.
Бунтари будут в моде спустя 5-10 лет?
Бунтари будут существовать всегда. Мы уверены в этом. В любом случае, чем больше гаек закручивает государство, тем больше будет тех, кто захочет вырваться из его рамок. А мотоклуб – это как раз выход для многих. Байкеры – это все-таки про свободу и про независимость. Бунтари будут появляться и объединяться всегда!