Найти тему
О Швеции и не только

Классицизм в культуре и классика в шашках: картина Л. Буайи

Оглавление

Эпиграф из Джека Лондона

"— Ты нарисовал одну картину, которая мне понятна, — сказал он. — Правдивая. С большим толком. Собрались у тебя в хижине в Доусоне люди. Сидят за столом, играют в фараон. По крупной. Не ограничивают ставок.

— Почем ты знаешь, что не ограничивают? — спросил я взволнованно,<...>

— На столе нету денег, — объяснил Ситка Чарли. — Играют на фишки. Значит — на все, что в банке. У одного желтые фишки — каждая, может, по тысяче, может, по две тысячи долларов. У другого красные — может, по пятьсот долларов, может, по тысяче. Очень крупная игра. Все ставки высокие, играют на весь банк. Почем я знаю? У твоего банкомета краска в лице. (Я был в восторге.) Тот, кому сдают, сидит у тебя на стуле, наклонившись вперед. Отчего он наклонился? Отчего у него такое застывшее лицо? А глаза горят. Отчего у банкомета краска в лице? Отчего все точно окаменели? И тот, что с желтыми фишками. И тот, что с белыми. И тот, что с красными. Отчего все молчат? Оттого, что очень крупная игра. Оттого, что последний кон.

— Почем ты знаешь, что последний? — спросил я.

— Банк на короле, семерка открыта, — ответил он. — На свои карты никто не ставит. Свои карты — в сторону. У всех одно на уме. Все ставят на семерку. Может, банк потеряет тысяч двадцать, может, выиграет. Да, эту картину я понимаю!"

Джек Лондон, "Тропой ложных солнц". Перевод Д. Горбова

Итак, сегодня не о Швеции?

Да, сегодня речь пойдет не о Швеции. 😀 Сегодня мы поговорим о "говорящих картинах", героями которых являются игроки, причем "говорящей", красноречивой является не только обстановка и не только лица и фигуры, но и позиция или расклад.

Такова, например, знаменитая картина "Преферанс" Виктора Васнецова. На репродукциях деталь, важная для "чтения" картины, видна не очень хорошо. Но если зритель, знакомый с правилами игры, подойдет к картине в Третьяковской галерее и всмотрится в полотно, то увидит, что старик, изображенный на картине, пытается сыграть так называемые "шесть на червах". Причем, скорее всего, это ему не удастся; оттого так довольны партнеры.

С подобными "говорящими" картинами повезло двум играм - картам и шахматам.

А как же шашки - ведь и это многими любимая игра?

Есть картины и о шашках. Например, очень интересна картина Луи Леопольда Буайи "За игрой в шашки". Эту картину я немного прокомментирую.

-2

Игроки

Они, возможно, увлечены друг другом. С уверенностью можно сказать, что они увлечены игрой. За партией с интересом следят и зрители. Кошка и собака на полу проявляют друг к другу интерес несколько иного рода.

Атмосфера

Детали примечательны: многое проникнуто классицизмом. В этом стиле сшито платье героини, и тот же стиль мы видим в ее прическе. Сосуд для кипятка - нечто вроде самовара - изготовлен в виде амфоры. Ножки стола имеют форму лиры.

Эпоха

Можно с уверенностью предположить, что перед нами эпоха Великой Французской революции. Именно в эту эпоху жил и творил Буайи. Но в данном случае перед нами и "говорящая" деталь: повязка, окрашенная в революционные цвета. Подобные детали одежды использовали, чтобы продемонстрировать лояльность по отношению к революционным властям. Но это вне дома, на улице, в обществе - а здесь, дома, повязка снята.

Возможно, герои картины и играют отчасти для того, чтобы уберечься от обвинений в неблагонадежности. Развлекаются - значит, лояльны, значит здесь не контрреволюционная сходка. Вспомним знаменитый эпизод с игрой в карты из "Белой гвардии" Булгакова!

А что на доске?

Герои картины играют в стоклеточные шашки, популярные в то время (и поныне) во Франции и в других странах. Этой игрой, кстати, увлекался и Наполеон; ему приписывают изобретение одной из типовых комбинаций в данной разновидности шашек - "Удар Наполеона".

Перед нами миттельшпиль, шашек поровну, позиция вполне игровая, и все эти детали уже кое-что говорят об уровне игроков.

Позицию на доске можно отнести к числу так называемых классических. Так в стоклеточных шашках именуют позиции с обоюдной связкой в центре. Когда-то этот рисунок игры пользовался большой популярностью; впрочем, он нередко встречается и в партиях современных игроков.

Классика в культуре и классика на шашечной доске - случайно ли это?

В данном случае - да, речь идет о совпадении. Но некоторая связь все же есть. В обоих случаях понятие "классика" сегодня вызывает закономерные ассоциации с консерватизмом, со стариной.

Вот такую историю рассказал нам французский художник.

Ну, а все-таки - как же Швеция?

Некоторое отношение к ее истории картина имеет. Правда, стоклеточные шашки в Швеции далеко не так популярны, как во Франции и во многих других странах. Но Великая Французская революция и ее эпоха, как известно, сыграли большую роль в истории, общественной мысли и культуре Швеции.

На сегодня всё! До новых встреч! 😊