18, 19, 23 марта на Основной сцене МХТ имени А.П. Чехова состоится премьера спектакля «Дядя Ваня». Для режиссера Дениса Азарова это история про «глубокое, глобальное, ментальное одиночество»:
«Во всех пьесах Чехова, и в “Дяде Ване” особенно, люди говорят не то, что они хотят сказать, любят не тех, кого они хотели бы любить, живут не там, где мечтают, занимаются не тем делом, которым бы они хотели заниматься. Казалось бы, можно все изменить, например, просто взять билет и уехать в другой город, но страх перемен обездвиживает. Безысходность по всем показателям. Тем не менее мы постараемся отнестись к страданиям персонажей с иронией и сделать эту историю смешно и забавно. Хотя, конечно, всех будет жаль, потому что мне лично, как режиссеру, их очень, очень жаль».
В Художественном театре пьеса «Дядя Ваня» впервые была поставлена в 1899 году. МХТ получил ее благодаря почти случайному стечению обстоятельств – дело в том, что пьеса должна была идти в Малом театре, но ее не утвердил Литературно-театральный комитет. В сочинении Чехова комитет обнаружил немало недостатков и длиннот, которые автору вменялось в обязанность исправить, а иначе пьеса не получит разрешения играться на императорской сцене.
Таким образом она попала в МХТ.
«Дядя Ваня», поставленный К.С. Станиславским и Вл.И. Немировичем-Данченко, был спектаклем, не лишенным мрачности, – в нем говорилось о трагедии будней, о том, как наполняет повседневное существование тоска. Тоска от ощущения бессмысленности жизни, от понимания, что исправить ничего уже не получится. При этом поэтическое чувство, одушевляющее все ранние постановки МХТ, возникало и здесь.
Я. Фейгин, рецензент газеты «Курьер», так описывал свои впечатления сразу после премьеры:
«Поставлены “сцены из деревенской жизни” на Художественно-Общедоступном театре поистине художественно. От каждой сцены так и веет настоящей, не театральной деревней. Как хороша, например, превосходная декорация белого колонного с хорами зала барского деревенского дома! А как художественно просто и до мелочей жизненно задумана картина рабочего уголка дяди Вани. Налево за старым письменным столом, заваленным счетами и бумагами, работают дядя Ваня и Соня, посредине у большой печки, перерезывающей комнату на две части, на старом кресле поместилась со своим вязанием старая няня, около нее “приживал” Телегин, тихо наигрывающий на гитаре. А там, направо, за круглым столом с низенькой лампой под абажуром сидит и читает старуха Войницкая, “одним глазом смотрящая в могилу, а другим ищущая в своих умных книжках зарю новой жизни”. И тихо, тихо в комнате. “Тишина. Перья скрипят, сверчок кричит. Тепло, уютно…” — говорит уезжающий Астров, и… тяжело, тяжело на сердце дяди Вани и его неизменной помощницы Сони. Но наступит час, и снимется с сердца их тяжесть, и наступит для “нудных” людей желанный отдых».
«Трудно теперь поверить, что после премьеры “Дяди Вани” мы собрались тесной компанией в ресторане и лили там слезы, так как спектакль, по мнению всех, провалился, — вспоминал К.С. Станиславский — Однако время сделало свое дело: спектакль был признан, держался более двадцати лет в репертуаре и стал известен в России, Европе и Америке. Все артисты играли хорошо — и Книппер, и Самарова, и Лужский, и Вишневский. Наибольший успех имели Лилина, Артем и я в роли Астрова, которую я не любил вначале, так как всегда мечтал о другой роли — самого дяди Вани. Однако Владимиру Ивановичу удалось сломить мое упрямство и заставить меня полюбить Астрова».
Шла эта постановка до лета 1928 года.
В следующий раз к пьесе Чехова МХАТ решил обратиться весной 1941 года. Репетиции «Дяди Вани» начались в марте и был прерваны войной, так что премьера спектакля, режиссером которого выступил Михаил Кедров (при участии Ильи Судакова и Нины Литовцевой), состоялась лишь в 1947 году. В этой версии «Дяди Вани» играли и Борис Ливанов (Астров), и Алла Тарасова (Елена Андреевна), и Михаил Яншин (Телегин), но главным событием стал Войницкий в исполнении Бориса Добронравова.
«Его Войницкий восхищал красотою редкостной натуры и в то же время казался братски близким. Заставлял плакать от сострадания, когда перехватишь его светлый затравленный взгляд, когда увидишь, как он оглушенно стоит со своими розами, когда услышишь, как он кричит: “Я не жил, не жил!”» – писала историк театра Инна Натановна Соловьева.
К сожалению, Добронравов успел сыграть «Дядю Ваню» всего лишь десять раз: в октябре 1949 года он скоропостижно умер от паралича сердца прямо во время спектакля «Царь Федор Иоаннович», в котором исполнял заглавную роль.
Олег Николаевич Ефремов, возглавивший МХАТ в 1970 году, поставил свою «чеховиану». И в этом растянувшемся на двадцать лет цикле (от «Иванова» 1976 года до «Трех сестер» 1997-го) спектакль «Дядя Ваня» стал одной из его режиссерских вершин.
Для Ефремова это была драматическая история об отказе человека от самого себя.
«Стоит ли вообще отказываться от себя ради чужой жизни, добровольно приносить себя в жертву пусть даже очень достойному человеку? – говорил он о Войницком – Я не считаю, что он мог бы стать Шопенгауэром и всем тем, на что он претендует задним числом. Это просто самооправдание».
Репетиции спектакля начались в 1983 году, премьера вышла в 1985-м. Состав был блестящим: Войницкий – Андрей Мягков, Астров – Олег Борисов, Серебряков – Евгений Евстигнеев или Иннокентий Смоктуновский, Елена Андреевна – Анастасия Вертинская, Телегин – Вячеслав Невинный. Как писал в своем дневнике Олег Борисов, Ефремов во время репетиций просил их «выскочить из своего сегодня». Но ведь это, замечал актер, адски трудно: «надо найти новое ощущение себя. По-новому вбить позвоночник».
Летом 1988 года спектакль вышел с новым составом: Войницкого на этот раз играл Иннокентий Смоктуновский, Астрова – Олег Ефремов, Елену Андреевну – Ирина Мирошниченко.
Из воспоминаний Ирины Мирошниченко:
«Раздается звонок, и Ефремов говорит: «Ирина, я хочу ввести другой состав в “Дядю Ваню”. Сыграет Смоктуновский, и ты — Елену. Ты же уже снялась в кино и сыграла ее. Давай теперь попробуем в театре. Астрова я хочу сыграть сам. Я там кое-что придумал, как мне кажется… — сказал он. — Только у нас будет очень мало времени. Две недели. Готова?» Я говорю: “Конечно, Олег Николаевич”. — “Репетиция завтра!!!”»
Уже в новом веке на сцене МХТ имени А. П. Чехова шла и еще одна постановка «Дяди Вани» — правда, это был спектакль Театра под руководством Олега Табакова. Поставил его Миндаугас Карбаускис в 2004 году. Войницкого играл Борис Плотников, Серебрякова – Олег Табаков, Елену Андреевну – Марина Зудина, Астрова – Дмитрий Назаров, Соню – Ирина Пегова.
Какой же теперь предстанет перед нами эта пьеса Чехова? Узнаем уже в марте!
Исторические фото – из фондов Музея МХАТ
Генеральный спонсор театра – Банк Открытие
Спонсор театра – Банк ВТБ
#МХТ Камергерский, 3
Также будет интересно: